4 ноября, в день особого почитания Казанской иконы Божией Матери, митрополит Георгий совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе
4 ноября, в день особого почитания Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в нижегородском кафедральном соборе в честь святого благоверного князя Александра Невского.
Главе Нижегородской митрополии сослужили викарии Нижегородский епархии епископ Дальнеконстантиновский Филарет и епископ Сормовский Иннокентий, а также епископ Выксунский и Павловский Гедеон, секретарь Нижегородского епархиального управления и ключарь этого собора протоиерей Сергий Матвеев, благочинные округов Нижегородской епархии, первый проректор Нижегородской духовной семинарии протоиерей Василий Спирин, директор и духовник епархиального Центра подготовки церковных специалистов «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова) протоиерей Алексий Парфенов, руководитель административного секретариата епархии иерей Александр Тенькаев, руководитель фотослужбы пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси иерей Игорь Палкин и другие клирики.
За Божественной литургией вместе с прихожанами молились студенты Нижегородской духовной семинарии и воспитанницы епархиального Центра подготовки церковных специалистов «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова).
Богослужебные песнопения исполнил исполнил сводный хор певчих кафедрального собора, студентов Нижегородской духовной семинарии, учащихся регентского отделения центра подготовки церковных специалистов «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова) под управлением Ивана Бродяного.
По сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.
По окончании литургии митрополит Георгий обратился к собравшимся со святительским словом: «Всех поздравляю с благословенным великим для русской земли праздником – Днем Казанской иконы Божией Матери. Два праздника в году посвящены этому образу – 21 июля, день ее обретения, и сегодня – 4 ноября. Сегодня мы празднуем и День народного единства и особо вспоминаем период нашей истории, который получил название Смутное время. Это был один из тяжелейших периодов в жизни нашего государства: голод, войны, значительное сокращение населения, раздробленность и неустроенность. Государство находилось на грани катастрофы, чем хотели воспользоваться иноземцы, навязав своего правителя и поставив русские земли в зависимое положение. И уже, казалось, нет возможности ко спасению, но здесь, на нижегородской земле, был услышан призыв Патриарха Гермогена к объединению против захватчиков, защите родной земли и православной веры. Второе ополчение, куда вошли представители разных городов под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, двинулось в столицу и разбило врагов. Все это время с воинами пребывала икона Божией Матери «Казанская», на помощь которой уповали верующие воины. И когда победа была одержана, люди благодарили за нее Матерь Божию, и этот день стал праздничной датой. Какой важный урок дал нам тот исторический период! Сила нашего народа, сила нашей страны в единстве, а разобщенность всегда приводила к трагедиям и неустройству на русской земле. Окончание Смуты еще раз показало, какой мощной объединяющей силой служит для нас вера Христова. Сегодня мы просим Царицу Небесную простереть Свой Покров над нашей родиной, над братскими народами, чтобы мир и покой царил между нами, и благоденствие процветало в нашем Отечестве».
Справка:
Явление иконы Пресвятой Богородицы в Казани произошло 8 (21 по новому стилю) июля 1579 года. После покорения Казанского ханства Иоанном Грозным в 1552 году Волга — главный водный путь страны — стала русской рекой, из татарского плена были освобождены 60 тысяч русских людей. Началось просвещение татар светом евангельской истины, новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви.
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около Никольской церкви, истребил часть города и обратил в пепел половину казанского кремля. Злорадствовали противники православия, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, — говорит летописец, — сделалась притчею и поруганием». Но Пресвятая Богородица послала Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.
Среди погорельцев был стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, скрытую в земле. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали копать там и обрели святой образ. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святыню в близлежащий храм во имя святителя Николая, откуда после молебна икона с крестным ходом прибыла в Благовещенский собор — первый православный храм города Казани, воздвигнутый царем Иоанном Васильевичем. Во время шествия получили исцеление два слепца — Иосиф и Никита.
Список с образа, явленного в Казани, изложение обстоятельств его обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святыню, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению чудотворного образа, приняли постриг в этой обители.
В Никольском храме, где совершили первый молебен перед Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский. Через 15 лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих.
Небольшой образ, обретенный девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стал вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской земле. «Матушка Казанская» не раз указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.
В период польского нашествия 1605-1612 годов, который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник православия — священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и службы ей.
В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите… везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв Первосвятителя. Вскоре ополчение Минина и Пожарского направилось к Москве.
Присоединившиеся к нему казанские дружины принесли с собой список с чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию Пожарскому. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия. Известно, что перед штурмом Москвы ополченцы три дня постились и творили усердные молитвы перед Казанской иконой.
После изгнания поляков из города князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.
В память освобождения от поляков установлено было совершать 22 октября (4 ноября) особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала лишь в Москве, а с 1649 года оно стало всероссийским. Праздник широко отмечался в России вплоть до 1917 года, после революции же был предан забвению. Возродилась традиция в 2005 году, когда в России появился новый государственный праздник — День народного единства. Установлен он в память о том же событии и в тот же день — 4 ноября.
В 2005 году именно Нижний Новгород стал центром торжеств по случаю Дня народного единства. Возглавил их Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Основные мероприятия прошли 3 и 4 ноября.
3 ноября на Зеленском съезде Святейшим Патриархом был заложен храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Началось возрождение древней церкви. Известно, что в 1687 году нижегородский купец Афанасий Олисов вместо старинного деревянного храма — современника событий Смутного времени — отстроил в память подвига Нижегородского ополчения кирпичную церковь. В ней были три престола: в честь Казанской иконы Божией Матери, священномученика Иоанна Воина и святителя Димитрия Ростовского. Храм был разрушен в 50-е годы XX века. А 3 ноября 2012 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил в Казанской церкви чин Великого освящения и первую Божественную литургию.
4 ноября 2005 года на Ивановском съезде Предстоятель Русской Православной Церкви освятил возрожденный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи и принял участие в торжественном открытии памятника гражданину Минину и князю Пожарскому. Монумент представляет собой уменьшенную копию скульптурной композиции работы Ивана Мартоса на Красной площади в Москве. Памятник — дар правительства Москвы нижегородцам. Он установлен на площади Народного единства (это название площадь получила в том же 2005 году). Именно там в 1611 году земский староста Кузьма Минин призывал сограждан подняться на освободительную борьбу. К монументу была возложена гирлянда Памяти и Славы от всех народов России.
Текст Дарьи Петровой. Фото Александра Чурбанова