26 октября, в Неделю 20-я по Пятидесятнице, в кафедральном соборе состоялись воскресные богослужения
26 октября, в Неделю 20-я по Пятидесятнице, в кафедральном соборе состоялись воскресные богослужения.
Божественную Литургию и всенощное бдение накануне возглавил ключарь собора протоиерей Сергий Матеев.
"Сегодня за богослужением мы слышали евангельскую притчу о сеятеле. Эта притча раскрывает действие слова Божия для человека. У каждого из нас в течение жизни бывает различное духовное устроение и мы с большой разницей воспринимаем хорошо знакомые нам слова Божественного Евангелия и ощущаем, что они по-разному действуют на наше сердце. Господь сам объясняет эту простую притчу, говоря, "вышел сеятель сеять семя свое" (Лк. 8:5).
Часто дух наш бывает немирен, мы бываем в раздражительном состоянии. Мы слышим слово Божие, но оно никак не воспринимается. Святые отцы говорят, что слово Божие должно восприниматься сердцем человеческим и душой. Как сердцем воспринять слова божественной истины, которые рождают веру в нашей душе? Что должно с нами произойти, прежде чем слово Божие начнет в нас действовать? Какой-то механизм внутри нас должен включиться. Святые отцы говорят о том, что это воля наша. Если нет соизволения, если человек от своего озлобления и раздражения закрывается вратами железными от всего мира, то стучи - не стучи, говори - не говори - всё бесполезно.
И вот как раз о воле нашей сегодняшняя притча. Господь сеет слово Свое постоянно в течение всей нашей жизни, и мы сами припадаем к страницам Евангелия, пытаемся тоже в сердце своем посеять семя Христовой истины, которое должно принести нам плод благодатный. Воля наша бывает различной. Она бывает потоптанной ногами, каменистой, бывает и благодатной.
Почва воли нашей, которая потоптана ногами как горная дорога, есть наше окамененное нечувствие. Это состояние души, когда мы находимся в потоке информации и слышим миллионы слов, проносящихся через наш разум, и они настолько нас оставляют равнодушными, что мы никакого внимания на них не обращаем.
Каменистая почва - это гордыня души человеческой, которая сковывает волю и помрачает разум. Человек, который слышит слово Божие, относится к нему с презрением, потому что не видит в нем ничего рационального и "Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия" (1Кор.1:18) . Человек ищет счастья и найти его не может, а через земные удовольствия, удовлетворение своих страстей пытается волю свою насытить. Как церковные святые отцы говорят, это похоти житейские, которые обязательно заглушат все доброе в душе человеческой. Если человек дает им волю над своей душой, то они наводят суету в его сердце и парализуют волю.
Но бывает почва добрая. И вот туда падает семя и приносит обильный плод. Но чем отличается почва добрая от других? Земледелец над ней потрудился: искоренил терния, вскопал землю, убрал сорняки и удобрил. И только тогда начинает растить плод. Так же и в духовной жизни. Только тогда приносится плод духовной жизни, когда человек прошел через жизненные испытания и скорби. Такой человек знает цену жизни и знает, что в приоритете всегда Бог. Такого человека окружает житейская мудрость, к нему интуитивно тянутся, потому что он может поделиться тем, что стяжал в душе своей, достойно пройдя испытания.
Господь призывает нас к тому, чтобы мы искали этого духовного состояния. Он пришел на землю ради того, чтобы мы обрели жизнь вечную. Мы осознаем, что воля наша должна подчиниться воле божественной, но суета вносит свои коррективы и мы часто в духовной жизни суетимся, спешим, становимся невнимательными и рассеянными и забываем то, что Господь желает нам только одного: иметь жизнь вечную. Он не говорит нам, что жизнь будет иная и безмятежная, веселая и разгульная. Он наоборот говорит: "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир"(Ин. 16:33). Только через несение креста своего жизненного удобряется и вспахивается сердце человека. Только через смирение, через терпение перед жизненными обстоятельствами, рождается в человеке великий плод терпения, который приносит обильные духовные плоды.
Сегодняшняя притча еще раз нам напоминает посмотреть, определить и оценить, в каком состоянии наша воля. Она находится в окамененном нечувствии, в тернии, в каменистой гордыне? Или мы стараемся через терпение скорбей и горячую молитву ко Господу вспахивать почву сердца своего? Нужно нам определить, и не смущаться и просить Божией помощи в том, чтобы сердце наше и душа были подобны доброй почве" - такими словами отец Сергий завершил воскресное богослужение.
Фото Алены Севрюковой. Текст Дарьи Молгачевой
Доска объявлений
Таинство крещения
Причастие и Исповедь
Таинство венчания
Заказ просфор
