История собора

        Современный вид собора
Фото начала ХХ века

Вопрос о строительстве второго православного храма на Нижегородской ярмарке был вызван бурным ее развитием к середине ХIХ века. В отдельные годы сюда съезжалось до 200 тысяч человек, что в два раза превышало население города.
    Единственный тогда на территории ярмарки Спасский собор, построенный в 1822 году, уже не мог вмещать большую часть прихожан, особенно во время праздников. В связи с этим ярмарочное купечество, большая часть которого сосредоточилась на сибирской стороне ярмарки, т. е. довольно далеко от Спасского ярмарочного собора, ходатайствовало перед губернатором генерал-майором А. Н. Муравьевым и обратилось с официальным прошением к Нижегородскому епископу Антонию Павловскому с просьбой о необходимости строительства нового храма.
    Первоначально предполагалось построить однопрестольную церковь. Однако после приезда на Нижегородскую ярмарку в августе 1858 года Александра II с императрицей Марией Александровной и великою княжной Марией Александровной купечество, "осчастливленное" этим посещением, "на память о преданности своей православию и престолу" решило соорудить не только храм, удовлетворяющий религиозной потребности торговцев, но храм величественный, увековечивающий патриотизм верноподданных". Поэтому решено было устроить в новой церкви три престола во имя святых, тезоименных членам императорской фамилии: Александра Невского, Марии Магдалины и Николая Мирликийского (святителя и чудотворца).

    Император одобрил такое решение купечества и даже указал место для будущего храма - на Стрелке, у слияния Оки и Волги.
    Купцы рассчитывали обеспечить приток пожертвований на строительство. В определенной степени это удалось: сразу же было собрано около 20 тысяч рублей.
    Однако дело затянулось с самого начала. Лишь через год было получено официальное разрешение на возведение собора. Проектный план Нижегородской ярмарки с нанесенным на него местоположением собора Александра Невского был "высочайше" утвержден 11 августа 1860 года.
 Был создан специальный орган, получивший наименование "Комитета по устройству второго православного в Нижегородской ярмарке храма". Большинство его членов считало выбранное место неудачным, т. к. оно постоянно заливалось весенними водами.


    В конечном итоге было решено не отступать от первоначально намеченного плана.
    Торжественное освящение места строительства собора состоялось лишь 8 сентября 1864 года. Но к этому моменту оставался открытым вопрос о выборе проекта собора.
    К сожалению, остается неустановленным до сего времени, кто из архитекторов принимал участие в решении этой существенной для облика Нижнего Новгорода градостроительной задачи.
    По мнению историка нижегородского зодчества Н. Ф. Филатова, это был Лев Владимирович Даль. Но другие исследователи документально опровергают эту версию (С. Л. Агафонов, А. И. Давыдов, И. С. Агафонова, С. М. Шумилкин и др.).
    В начале 1864 года проект собора был составлен и передан на рассмотрение в Министерство путей сообщения губернским архитектором Робертом Яковлевичем Килевейном, о чем свидетельствует его подпись на чертежах.
    По проекту Александро-Невский собор представлял собой центрическое сооружение с пятью восьмигранными шатрами, центральный из которых поднимается на высоту 72,5 метра. Архитектура собора ориентировалась на проекты К. Тона, а за образец была взята Благовещенская церковь в Петербурге, построенная этим архитектором в 1849 году. Посланный в Петербург на утверждение, проект был существенно переработан с изменением общего стилистического характера фасадов, ориентированных уже на средневековую романскую архитектуру при сохранении общих габаритов и пятишатрового завершения. На самом деле в Петербурге был разработан фактически новый проект собора для Нижегородской ярмарки. Имя его автора в архивных документах не упоминается. Скорее всего, работу выполняли рядовые служащие департаментов, переносившие на чертеж замечания и пожелания начальства. "Заменительный" проект собора был высочайше утвержден Александром II 18 ноября 1865 года.
    Однако строительство собора не было начато: сказалось отсутствие средств для возведения огромного здания, которое оценивалось в 200 тысяч рублей. А собрано было всего 70 тысяч. Поэтому Комитет по устройству второго православного в Нижегородской ярмарке храма принял решение об уменьшении его размеров с сохранением общих пропорций. Эта работа была поручена все тому же Р. Я. Килевейну. Стоимость постройки вчерне не должна была превышать 100 тысяч рублей.

    Пересоставление проекта длилось весь 1866 год. Именно в это время к работе над проектом наряду с Р. Я. Килевейном был привлечен молодой академик архитектуры Л. В. Даль, только что поступивший на службу в Строительное отделение Нижегородского губернского правления.
    Л. В. Даль, мастерски подойдя к задаче строительства собора, разработал совершенно новый проект "открытой" церкви. Здание должно было представлять собой восьмигранник с располагавшимися по пяти его сторонам арочными проемами. Проект предусматривал возможность расширения храма путем пристройки дополнительных объемов. В случае недостатка средств расширение можно было осуществить частично или вообще не осуществлять. Причем в любом из вариантов церковь выглядела бы вполне законченной.
    Проект Л. В. Даля получил поддержку и одобрение как нижегородского губернатора А. А. Одинцова, так и устроителей нового православного храма. Р. Я. Килевейну было даже поручено составить смету к этому проекту. Однако новизна и необычность постройки вызвали недоверие со стороны большинства заказчиков - нижегородских купцов. К тому же новые строительные правила ужесточили требования, предъявляемые к проектам. Рассчитывать на быстрое утверждение чертежей в Петербурге не приходилось. Длившееся девять лет дело о новом соборе грозило затянуться на неопределенный срок. Это и предрешило судьбу проекта Л. В. Даля. Он так и остался неосуществленным.
    Недовольное создавшимся положением ярмарочное купечество в августе 1867 года постановило начать немедленное строительство нового храма по высочайше утвержденному 18 ноября 1865 года плану.
    19 сентября (по другим сведениям, 24 сентября) 1867 (11 августа 1868) года состоялась торжественная закладка собора Александра Невского. Первый кирпич положил великий князь Владимир Александрович. Царская семья с особым вниманием следила за возведением собора в Нижнем. 15 июля 1869 года здесь побывал будущий император Александр III с супругой. Прибыл он и на торжественное освящение собора через 14 лет - 20 июля 1881 года.
    Руководил всеми делами Комитет по устройству второго православного в Нижегородской ярмарке храма. Р. Я. Килевейн, будучи членом Комитета, осуществлял технический надзор за производством работ. Немалое участие в строительстве собора принимал и Л. В. Даль, занимавший должность помощника производителя работ.
    Поскольку пожертвованных сумм на строительство собора оказалось недостаточно, в августе 1869 года был введен десятипроцентный полавочный и поземельный сбор с торгующих на ярмарке купцов, от которого были освобождены мусульмане. 3 сентября 1874 года нижегородский губернатор граф П. И. Кутайсов положил последний камень в довершение кладки. Торжественное освящение собора Александра Невского состоялось 20 июля 1881 года в присутствии Александра III. На этом торжестве присутствовал и цесаревич Николай Александрович, а также великие князья Георгий и Алексей Александровичи.
    Тем не менее, Комитет по устройству второго православного в Нижегородской ярмарке храма продолжал свою деятельность до 1889 года. Он занимался изысканием средств на отделочные работы в соборе, а также строительством дома причта по проекту Р. Я. Килевейна.
    Возведение собора Александра Невского на Нижегородской ярмарке явилось одним из крупнейших строительств в России. По данным Снежницкого за 1899 год, 80-метровый собор Александра Невского был третьим по высоте в России после храма Христа Спасителя и колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
    На строительных работах были использованы многие инженерно-технические достижения того времени. Так, большой центральный шатер имел металлические несущие конструкции (изготовленные арзамасским мастером П. И. Цыбышевым), требовавшие специальных расчетов. Металлический каркас имели и пять церковных глав, а кресты на них были вызолочены гальваническим способом. Оригинальное решение фундамента собора разработал Р. Я. Килевейн на основании геологических исследований и собственных соображений относительно влияния колебаний уровня грунтовых вод. Отказавшись от обычных свай, он предложил использовать в качестве основы храма деревянный плот, на котором покоилась сплошная плита из каменной кладки. Такая конструкция обеспечивала равномерную осадку и долговечность фундамента, т. к. плот оказывался в огромной заполненной водой глиняной "ванне", образовавшейся под тяжестью грандиозного сооружения. Это исключало воздействие на деревянное основание собора периодического понижения уровня грунтовых вод, что при свайной конструкции вскоре привело бы к загниванию свай.
    В завершенном виде собор представлял собой пятишатровый кирпичный храм, имеющий центричную объемную композицию, несколько нарушенную выступающим западным притвором, во втором ярусе которого располагалась теплая церковь (основное помещение функционировало только во время ярмарки и не отапливалось). Квадратный в плане (33,5 33,5 м) главный объем собора имеет четыре внутренние опоры сложной конфигурации, которые поддерживают восьмигранные барабаны с помощью системы подпружных арок и парусных сводов. Большой центральный барабан, перекрытый кирпичным куполом пролетом около 14,2 м., является световым. Высота от центрального купола до пола составляет 44,5 м.

Купольные перекрытия малых западных барабанов находятся ниже уровня проемов, что давало возможность использовать их как звонницы (практически, звонница была устроена в одном барабане - северо-западном). Симметрично расположенные южный и северный притворы, как и алтарный выступ, решены в виде пятигранников на прямоугольном основании, перекрытых полукупольными сводами.
    Первоначально фасады собора не были оштукатурены.
    Как можно видеть на старых фотоснимках и открытках, русты и другие кирпичные детали имели белую прорисовку, шатры при этом некоторое время были покрашены "в шашку". Выполненная в 1892-1894 годах штукатурка изменила внешний вид здании: усложнились профили карнизов и других элементов фасадов, одноцветные, выкрашенные охрой стены придали большую строгость и цельность облику сооружения.
    Крестовокупольная структура храма, тройное "византийское" окно западного притвора, чисто "русские" детали фасадов (шатры, луковичные главы, восьмигранные барабаны, украшенные кокошниками, и др.) отражали официальное понимание русской национальной культовой архитектуры, соответствовавшее общественно-политическому идеалу России середины XIX века.
    Однако собор Александра Невского нельзя назвать "чистым" образцом так называемого русско-византийского стиля. В архитектуре здания весьма вольно сочетаются элементы декора, заимствованные из разных периодов зодчества. Эклектичность творческих методов проектирования, стремление к помпезности привели к огрублению архитектурных форм, их тяжеловесности.
    Собор Александра Невского является типичным примером архитектуры культовых сооружений середины - второй половины ХIХ века, отражающим высокий уровень строительной культуры и инженерного искусства. Общий облик собора, удачно найденные габариты и силуэт, масштабность основных пропорций ставят его на одно из первых мест по значению для архитектуры Нижнего Новгорода, делают памятник немаловажной частью его речного фасада.
    Послереволюционная судьба собора Александра Невского не отличается от судьбы большей части культовых построек в России. В конце 1920-х годов храм был закрыт. По проекту реконструкции бывшей ярмарочной территории здание подлежало сносу, на его месте предполагалось построить маяк с памятником Ленину. Однако этот проект не был осуществлен, дело ограничилось разборкой шатров в конце 1930-х годов.
    В дальнейшем здание собора использовалось под склады и частично под жилье. В многочисленных пристройках, окончательно обезобразивших собор, размещались конторы и разнообразные подсобные помещения. Судьба внутреннего убранства храма не известна. По словам Василия Ивановича Виноградова, автора "Иллюстрированного путеводителя по Нижнему Новгороду и ярмарке" (1896), в соборе Александра Невского "иконы замечательны своею древностию и поступили в сей храм из упраздненного Макарьевского монастыря.

    Кроме того, замечательны два креста - один на жертвеннике, а другой - напрестольный. Крест на жертвеннике - серебряно-вызолоченный, резной; в нем вложены частицы св. мощей угодников Божиих. Второй крест напрестольный - серебряный, резной, обложен кругом крупным жемчугом; пожертвован в 1673 году преосвященным Иларионом, митрополитом рязанским и Муромским. Кроме этих древностей, в соборе много и других достопримечательностей из Макарьевского монастыря".
    В память чудесного спасения императора Александра III с семьей при крушении поезда на станции Борки почетным гражданином И. М. Рукавишниковым была устроена икона пророка Осии и св. благоверного кн. Александра Невского с иконами святых, имена которых носили члены семьи императора. Икона эта, прекрасной кисти художника А. О. Карелина, стояла в изящном, богатом киоте придворного мастера Мельцера.
    По сообщениям местных жителей, интерьер собора был окончательно уничтожен пожаром в 1940-х годах, после чего остатки внутренней штукатурной отделки почти полностью сбили.
    В таком состоянии собор находился до начала реставрационных работ. В 1984 году архитекторами Горьковской специальной научной реставрационной производственной мастерской О. Е. Сундиевой и И. С. Агафоновой был выполнен проект его реставрации. К 2006 году собор был восстановлен, и началась роспись внутренних сводов храма.
    В настоящее время Собор полностью расписан и восстановлен в первозданном виде.

В ходе визита Святейшего патриарха Кирилла в Нижний Новгород в рамках Александровских дней 12 сентября 2009 года Святейший Владыка провозгласил собор Кафедральным.

 

Архитекторы:

 

1. Даль Лев Владимирович – академик архитектуры

2. Килевейн Роберт Яковлевич – губернский архитектор

 

Члены строительного комитета:

 

1.Терликов Николай Васильевич - Кашинский  купец 1 гильдии

2. Пятов Фиофилакт Семенович - Нижегородский купец 1гильдии

3. Губин Александр Максимович - Нижегородский купец 1гильдии

4. Рукавишников Михаил Григорьевич - Нижегородский купец 1гильдии

5. Мичурин Василий Климович - городской голова

6. Андрей Кириллович Кадницкий - статский советник, управляющий ярморочной конторой

7. Огарев Николай Александрович - генерал-лейтенант Нижегородской губернии

8. Мошнин Владимир Петрович – статский советник

9. Кварталов Иван Степанович – Нижегородский купец

10. Вяхирев Измаил Иванович - Нижегородский купец

11. Шипов Александр Павлович - статский советник

12. Ремизов Михаил Яковлевич - Нижегородский купец

13. Муратов Михаил Петрович – купец, управляющий ярморочной конторой

14. Вяхирев  Алексей Семенович – потомственный почетный гражданин, церковный староста, племянник Вяхирева Измаила Ивановича

 

Принимали участие в строительстве собора:

 

1. Раков Максим Семенович – крестьянин села Пурех (каменная кладка)

2. Белоногов Нестор Никонович крестьянин деревни Тимонькино Балахнинского уезда (каменная кладка)

3. Петров Матвей Петрович  - Нижегородский мещанин (подрядчик)

4. Цыбышев Петр Иванович – мастер из г. Арзамаса (изготовление 4-х железных глав собора)

5. Абросимов А.Е. – московский купец (изготовил центральный крест)

6. Еплоногов Нестор Никонорович – крестьянин (настил полов)

7. Охлопков Алексей Иванович – изготовление столярных изделий

8. Поляков Иван Федорович – крестьянин села Красное Гороховецкого уезда (поставка кирпича)

9. Долгополовы Константин и  Пелагея - купцы из Балахны (поставка кирпича)

10.Морозов Николай Павлович -  Балахнинский мещанин  (поставка кирпича)

11. Берникова Анна Васильевна – купчиха из Балахны (поставка кирпича)

12. Шапошников Егор Игнатьевич – Нижегородский купец (изготовление медных крестов на купола)

13. Удалов Иван Иванович – золотых дел мастер (золочение крестов)

14. Немиров - Колодкин  Николай Васильевич -  Московский купец (золочение крестов)

15. Эренберг Егор Карлович -купец из Санкт- Петербурга (установка наружных крылец)

16. Грибков Р. И. - мастер (окраска стен собора под цветной мрамор)

17. Братья Зобнины ( чугунные решетки и лестницы)

18. Хрыновы Пантелей Иванович и Андрей Пентелеевич – купцы из г. Егорьевска Пензенской губернии (изготовление иконостаса)

19. Соколов Андрей Егорович – Московский купец  (приобретение церковной утвари)

20. Соколов Федор Андреевич - иконописец художественно - промышленного музея г. Москвы (написание икон)

21. Филиппов Петр Васильевич – Московский купец (устройство пола из Подольского мрамора)

22. Оловянников Порфирий - Ярославский купец,  владелец колокольного завода

23. Епанечников Яков Ефимович – Московский художник - иконописец (роспись собора)

 

Благотворители:

 

1. Рукавишников Иван Михайлович - Нижегородский купец 1-ой гильдии

2. Баранов Николай Михайлович – Генерал- майор Нижегородской губернии

3. Андропов Николай Константинович- Ярославский купец

4. Ермолаев Михаил Дмитриевич - Нижегородский купец

5. Солоницына Евдокия Петровна – мещанка Орловской губернии

6. Плешанов Дмитрий Максимович – Ростовский купец 1-ой гильдии

7. Ратьков А. Д. – Московский купец

8. Ревина Анна Федоровна - крестьянка села Богородское Горбатовского уезда

9. Протоиерей Яхонтов Иоанн Васильевич и матушка Апполинария Матвеевна.

10.Нижегородцы Иван и Мария Ушаковы

Праздничные Богослужения, проходящие в соборе согласно расписанию служб, можно посмотреть по данной ссылке 

https://серафим.рф/

Требуются

Разнорабочий

Тракторист

Разнорабочий (Федяково)

 

Экскурсии по собору

(Контакты)




 

^ Наверх