Киот D4
Икона Божией Матери "Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому"
4-1
В этой самостоятельной иконографической композиции отражено чудесное событие, произошедшее в жизни великого святого преподобного Сергия Радонежского (†1392). Однажды подвижник читал Акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею: «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва он произнес эти слова, как послышался голос: «Пречистая грядет». Преподобный Сергий увидел блистающую в славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах». Сказав это, Божия Матерь стала невидима.
Явление Царицы Небесной в келлии преподобного Сергия, на месте нынешней Серапионовой палаты, было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 года. 5 июля 1422 года были обретены мощи святого, и вскоре на его гробе была поставлена икона явления Божией Матери, которая чтилась как великая святыня.
Из сохранившихся списков первообраза наиболее известна икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой лавры Евстафием Головкиным на доске от деревянной раки преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей преподобного Сергия в серебряную раку. Через эту икону Матерь Божия неоднократно охраняла русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645—1676) брал ее в польский поход в 1657 году. В 1703-м икона оберегала русское воинство в битвах со шведами. Святыня участвовала в русско-японской войне 1905 года и во время Первой мировой войны была в ставке верховного главнокомандующего в 1914 году.
Икона Божией Матери "Неувядаемый Цвет"
4-2
Празднование иконе 3 апреля (16 апреля по новому стилю).
Как и когда появился этот образ на Руси, неизвестно: многочисленные попытки выяснить обстоятельства первоначального его происхождения ни к чему не привели. Возможно, поэтому история иконы обросла многочисленными преданиями.
Приблизительным временем появления образа на Руси считается XVII век, когда паломники привезли святыню с собой. В летописях и православном календаре имеется сюжет, согласно которому данное богородичное изображение связано с горой Афон, по склонам которой росли бессмертники. Но это спорно, так как на самой иконе изображены лилии. По некоторым сведениям, ранее образ Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет» писался несколько иначе: Она была изображена на троне держащей скипетр, овитый цветами. Но со временем сложные части композиции исчезли с извода, и остался только сам образ, который поражает своей красотой и умиротворением.
Цветок, который Пресвятая Богородица держит в руке, символизирует неувядаемость девства и непорочность Божией Матери. Православная Церковь так и обращается к Пречистой Деве: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Существуют несколько отличающихся друг от друга видов иконы Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет». На одном из них Богомладенец изображен стоящим слева от Богородицы с державным скипетром в руках.
Молитва: "О, Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему. Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов твоих, за роптание наше. Буди нам Мать и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наши. О, Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, воздающих на нас. О, Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наши душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшном суде Сына Твоего. Емуже мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь."
Молитвенная традиция: Перед иконой молятся о сохранении праведной жизни, о правильном выборе супруга(ги), о счастии в браке, о чистоте и целомудрии, об избавлении от брани плотской, при вступлении в брак.
Икона Божией Матери "Трёх радостей"
4-3
Празднование иконе 8 января (26 декабря по старому стилю).
Эту копию иконы кисти Рафаэля «Святое Семейство» после обучения живописи в XVIII веке привез из Италии в Москву один благочестивый художник. После его смерти икона была помещена на паперти храма в честь Святой Троицы на Грязех.
Через сорок лет образ прославился чудным знамением. После усердной молитвы перед этой иконой несчастная женщина получила сразу три радостных известия: оклеветанный недругами муж был оправдан и возвращен из ссылки; сын, попавший в плен во время военных действий, освобожден, а конфискованное по неправому суду имение вернули семье. С тех пор образ стал называться «Трех радостей».
Вскоре появились списки итальянской иконы, выполненные в русской иконописной традиции. Подлинный образ после закрытия Троицкой церкви исчез. В 1992 году при открытии возрожденного храма общине было подарено несколько икон, изъятых на таможне при незаконной попытке вывоза за рубеж. В числе переданных икон оказался и образ Пресвятой Богородицы «Трех радостей» середины XIX века. Эта икона особо чтится прихожанами после того, как перед ней чудесным образом сама зажглась лампада.
Образ принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия с предстоящими». По правую руку Богоматери, держащей на коленях Предвечного Младенца, стоит старец Иосиф, а слева — Иоанн Предтеча, оба с любовью взирают на Сына Божия.
Молитва: "О, Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, царствующаго града и святаго храма сего Покровительнице, всем сущим во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная предстательнице и заступнице! Не презри моления нас недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам с верою и умилением поклоняющимся пред чудотворным образом Твоим, дарует по коегождо потребе радость: сущим в скорбях и печалех утешение. Бедствующим милосердие; сущим в многонедужии нечаемое исцеление и укрепление. О, Господе Пресвятая, умилосердися о всех чтущих всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление: всякому делу Сыну Твоему угодному, споспешествуй; всякое дело злое разруши; в недоумении и трудных, в опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с небес ниспосли. Младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к приятию всякаго полезнаго учения. От домашния брани и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани. Супружества в любви и единомыслие сохрани и вражды единокровных миром и любовию огради. Всем же нам даждь друг ко другу любовь, благочестие и здравие с долгоденствием. Преставившияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори: да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную предстательницу нашу рода христианскаго и ведуще славят Тя и с Тобою Сына Твоего, с безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь."
Икона Божией Матери "Цилканская"
4-4
Празднование иконе 28 августа (15 августа по старому стилю).
Эта древняя грузинская святыня названа по месту ее первоначального пребывания — Цилканскому монастырю. По своему происхождению икона современна святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, жившей в IV веке. Ныне чтимый древний список первообраза — одна из главных святынь Патриаршего собора Светицховели.
Образ написан по иконографическому типу «Одигитрия».
Молитва: "Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов свет-лейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь."
Молитвенная традиция: Перед иконой молятся об избавлении от душевных и телесных страданий.
Икона Божией Матери "Святая Анна с Богородицей"
4-5
Древние описи и другие рукописные документы не сохранили записей о происхождении иконы XIV века «Анна с Младенцем Марией», но некоторые ее художественные и иконографические черты свидетельствуют о принадлежности ее руке югославянского мастера.
Икона изображает Анну, держащую на руках Марию, как обычно Богородица держит на руках Спасителя. Любопытно, что до 1922 года это произведение числилось в монастырских описях богородичной иконой типа «Умиление», повидимому, потому, что для русской живописи изображение Младенца Марии на руках у Анны нехарактерно. Икона представляет большой интерес не только с точки зрения иконографии, но главным образом благодаря высокому совершенству живописи. Анна в ярко-красном мафории прижимает к себе Младенца Марию, окутанную в пурпурно-коричневые одежды с ломкими золотыми складками. Но если одежды написаны свежими, чистыми красками, то совсем иные приемы отличают письмо ликов, лишенных румянца, типичного для памятников как русского, так и византийского круга. Поэтому употребляемые мастером-иконописцем мягкие, теплые охристые тени на шее, на лбу и на щеках Анны и Младенца придают ликам несколько необычный колорит. Большие, миндалевидного разреза глаза Анны проникнуты выражением грусти. В правом углу иконы помещено исполненное в той же красно-зеленой гамме погрудное изображение благословляющего Анну с Марией Христа. Сочетание мягкой живописной лепки ликов без румянца с ярким колоритом одежд и необычностью иконографического типа убеждает в том, что это памятник иностранного происхождения.