Киот D3
Икона Божией Матери "Геронтисса"
3-1
Празднование иконе 4 (17) апреля и 2 (15) декабря.
Этот богородичный образ находится в Афонском Пантократорском монастыре. Сохранилось древнее предание о том, как икона получила свое название. Однажды старец-игумен обители, получивший откровение о скорой кончине, пожелал перед смертью причаститься Святых Христовых Таин и смиренно просил служащего священника поспешить с совершением Божественной литургии. Однако тот не внял просьбе старца. Тогда от находившегося в алтаре чудотворного образа послышался грозный глас, повелевший священнику немедленно исполнить желание игумена. Он тут же приступил к богослужению и причастил умиравшего, после чего тот сразу же мирно отошел ко Господу. Именно после этого чуда икона Божией Матери, как покровительствующая старчеству, и получила название «Герондисса», что в переводе с греческого означает «Старица».
В XI веке во время нападения мусульман на монастырь один из напавших хотел было расколоть икону Божией Матери на части, чтобы кощунственно раскурить свою трубку, но в то же мгновение лишился зрения. Тогда варвары бросили образ в колодец, где он пребывал более 80 лет. Перед смертью ослепший раскаялся и заповедал своим домочадцам посетить Святой Афон и указать инокам место, где находится икона. Святыня была обретена и с честью поставлена в соборном храме обители.
Еще одно поразительное событие произошло в XVII веке. В монастыре Пантократор случился сильный голод. Игумен убеждал всех просить о помощи Божию Матерь и сам усердно молился перед Ее иконой. И Богородица откликнулась на просьбы молящихся. Однажды утром монахи заметили, что из кладовой, где находились в то время лишь пустые сосуды, льется елей. Войдя внутрь, они были поражены: из одного кувшина масло непрерывно лилось через край. Иноки возблагодарили Пресвятую Заступницу за скорую помощь, а в память этого события на иконе Божией Матери, где Она представлена в полный рост без Богомладенца, изображен кувшин с переливающимся через край елеем.
В настоящее время образ находится не в алтаре соборного храма, где он хранился прежде, а при северо-восточной колонне, поддерживающей купол. Икона обновлена и обложена серебряной ризой.
Молитва: "Тропарь, глас 4:
Яко пресветлая звезда,/ просиял Божественными чудесы/ святый образ Твой, Избавительнице,/ лучами благодати и милосердия Твоего/ озарив в нощи скорбей сущих./ Подаждь убо и нам, Всеблагая Дево,/ избавление от бед,/ исцеление недугов душевных и телесных,/ спасение и велию милость."
Молитвенная традиция:
Икона Божией Матери "Сладкое лобзание / Гликофилуса"
3-2
Празднование иконе Понедельник Светлой седмицы.
Написанный, по преданию, евангелистом Лукой, этот образ был прославлен в царствование греческого императора-иконоборца Феофила. Один из его приближенных Симеон подражал своему повелителю в ненависти к иконам. Жена же его Виктория втайне чтила иконы и имела у себя во внутренних покоях богородичный образ, которому и поклонялась. Узнав об этом, муж с негодованием потребовал от жены икону, чтобы ее сжечь. Верующая женщина решилась расстаться с заветной святы ней, но не предавать ее в руки мужа. Она пустила икону в море.
Через много лет эта самая икона явилась на берегу моря перед Афонским Филофеевским монастырем и была с честью внесена в его соборный храм. Место явления образа было названо Агиасмою. В Светлый понедельник ежегод но сюда из обители совершается крестный ход.
С историей прославления образа, получившего впоследствии название «Сладкое Лобзание», связан один назидатель ный случай, произошедший в 1830 го ду. Пришедшему в Филофеевский монастырь богомольцу один из иноков рассказал о различных чудесах Божией Матери и о том, каким образом явилась на берегу моря перед обителью Ее икона «Сладкое Лобзание». Богомолец слушал с любопытством, но в итоге усомнился в правдивости слышанного, а историю чудесного явления образа счел за простую басню, которой может поверить разве только ребенок. Никакие доводы инока не убедили богомоль а, и в итоге он был возвращен в число искренних последователей Христа Самой Царицей Небесной, совершившей чудо. Идя по верхнему этажу дома, он оступился и начал падать вниз. Тут он воскликнул: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» — и спустился на землю без всякого вреда...
Икона прославлена и другими чудесами. Она и по сей день пребывает в соборном храме Филофеевской обители.
Образ «Сладкое Лобзание» (греч. «Гликофилу?са») написан по иконографическому типу «Умиление», Богоматерь представлена лобзающей Сына. Отличительная особенность изображения — соприкосновение рук Приснодевы Марии и Младенца. Вложенная ладонь маленького Иисуса символизирует Боговоплощение.
Молитва: "Приими, Все благомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладным, от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь."
Молитвенная традиция: Перед иконой молятся о помощи в различных духовных и житейских нуждах.
Икона Божией Матери "Соболевская"
3-3
Празднование иконе 3 декабря (20 ноября по старому стилю).
Достоверных сведений об этом образе практически не сохранилось. Известно лишь, что икона явилась в селе Соболевке, что под Киевом, 20 ноября (по ст. ст.) 1282 года. Кроме того, в рукописных выпис ках из святцев, сделанных ростовским жителем Николаем Кайдаловым, Соболевская икона названа чудотворной.
В настоящее время список иконы XIX века находится в Музее икон Пресвятой Богородицы в селе Исакове Московской области.
На месте, где была явлена икона, в 2008 году основан скит в честь Иверской иконы Божией Матери cтавропигиального женского монастыря в честь Афонской иконы Божией Матери Киевской епархии Украинской Православной Церкви.
Образ написан по иконографическому типу «Умиление».
Икона Божией Матери "Петровская"
3-4
Празднование иконе 6 сентября (24 августа по старому стилю).
Это богородичное изображение носит имя своего автора — святителя Петра, митрополита Московского († 21 декабря 1326 г.), который работал над образом в бытность еще игуменом Ратского монастыря на Волыни. Во время посещения обители святителем Максимом, митрополитом Киевским и всея Руси († 6 де каб ря 1339 г.), святой Петр поднес ему в дар эту икону. Митрополит перенес ее во Владимир на Клязьме, где тогда находилась его кафедра. По смерти святителя Максима игумен Геронтий, решивший захватить митрополичий престол, отправился по морю с Петровской иконой к Константинопольскому патриарху Афансию. Во время плавания поднялась страшная буря. Ночью Геронтию явилась Пресвятая Богородица со словами: «Не на тебя возложится сан святительский, но на того, кто написал Мой образ». Когда он предстал перед патриархом Афанасием с иконой, святитель Петр уже был в Константинополе, и ему патриарх передал икону со словами: «Приими святой богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо ради этого воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе». Святитель Петр перенес икону во Владимир, а в 1325 году при перенесении митрополичьей кафедры в Москву святыню помести ли в московском Успенском соборе.
С этой иконой связано немало важных исторических событий. Так, патриарх Иов брал ее с собой, когда ходил к Борису Годунову уговаривать принять царство. А в 1613 году Петровскую икону взяла с собой делегация, отправившаяся в Кострому призывать на царство боярина Михаила Романова.
Многие специалисты считают, что находящаяся ныне в Успенском соборе Кремля Петровская икона Пресвятой Богородицы и есть тот самый образ, который был написан святителем Петром. Хотя есть предположения, что подлинник пропал еще до революции.
Богородичное изображение создано по иконографическому типу «Одигитрия». Его отличительная особенность в том, что у Богоматери видна только правая рука, чаще только Ее кисть. Встречаются иконы с названием «Петровская», написанные по типу «Умиление».
Молитва: "Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов свет-лейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь. "
Молитвенная традиция: Перед иконой молятся об избавлении от душевных и телесных страданий, о Богохранимом Отечестве.
Икона Божией Матери "София - Премудрость Божия"
3-5
Празднование иконе 28 августа (15 августа по старому стилю).
Различают два вида икон с таким названием: киевский и новгородский, представленный здесь.
Храмовый образ новгородского Софийского собора является копией древней иконы «София» из константинопольского Юстинианова храма, ровесницы самого новгородского Софийского собора.
Первый список «Софии — Премудрости Божией» появился в Новгороде в XV веке, хотя первая церковь на Руси, освященная в ее честь, была построена в 989 году в Новгороде, а следующая — в 1037-м в Киеве.
Этот образ прославился многочисленными чудотворениями. По преданию, пред ним в 1542 году получила исцеление женщина, страдавшая болезнью глаз, как написано в Новгородской летописи: «Премудрость Божия простила жену, очима была больна».
Новгородский извод иконы относится к деисусному типу — так называются иконы, изображающие Христа. В центре композиции, на огненном престоле, — Господь Вседержитель в далматике (царской одежде), с огненными крыльями, «яко велика совета Ангел» (Ис 9:6). Вокруг Него — небо со звездами, по сторонам, в молитвенном положении, — Богородица с образом Иисуса Христа и святой Иоанн Предтеча как ближайшие свидетели воплощения Сына Божия. Вверху на этом изображении — Спаситель в огненном круге и надпись: «Премудрость Божия»; еще выше — опять небеса, и на золотом престоле Евангелие, перед которым стоят коленопреклоненные ангелы.
О том, что Огненный Ангел есть Христос, можно судить по словам апостола Павла, который говорит: «...мы проповедуем Христа распятого... Христа, Божию силу и Божию премудрость... во Иисусе Христе, Который сделался для нас премудростью от Бога...» (1 Кор 1:23, 24, 30). Святой Иоанн Богослов в своем Откровении описывает Сына Человеческого «...облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом... и очи Его, как пламень огненный; ... и ноги Его... как раскаленные в печи» (Откр 1:13—15).
Молитва: "Тропарь, глас 4-й. Велия и неизреченная Премудрости Божии сила смотрения плотскаго таинства, Софие преименитая, девственных душе и неизглаголаннаго девства чистоте, смиренныя мудрости истине, покоище Святаго Духа, пречестный храме непостижимыя славы Его, огнезрачный престоле Христа Бога нашего, в Тя бо вселися неизреченно Слово Божие, и плоть бысть, невидимый явися, и неприкосновенный из Тебе изыде, и с человеки поживе, врага исконнаго уловляя и человеки от клятвы древния свобождая, возводя паки, отнюдуже испадохом. Молим ти ся, Владычице, отягченныя ны во гресех лютых помиловати и спасти души наша, и яко человеколюбивая и милосердая Царица, Мати Премудрости Божия Слова, призри на ны, грешныя люди Твоя, и умилосердися, заступи от напастей и скорбей лютых и грады наша невредимы сохрани, идеже ныне имя Твое пресвятое боголепно славится."