Киот D3

 

Киот D3 Икона Божией Матери "Геронтисса" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Сладкое лобзание / Гликофилуса" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Соболевская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Петровская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "София - Премудрость Божия" - перейти к описанию

 

Икона Божией Матери "Геронтисса"

Икона Божией Матери Геронтисса

3-1

Празднование иконе 4 (17) апреля и 2 (15) декабря.

Этот богородичный образ находится в Афонском Пантократорском монастыре. Сохранилось древнее предание о том, как икона получила свое название. Однажды старец-игумен обители, получивший откровение о скорой кончине, пожелал перед смертью причаститься Святых Христовых Таин и смиренно просил служащего священника поспешить с совершением Божественной литургии. Однако тот не внял просьбе старца. Тогда от находившегося в алтаре чудотворного образа послышался грозный глас, повелевший священнику немедленно исполнить желание игумена. Он тут же приступил к богослужению и причастил умиравшего, после чего тот сразу же мирно отошел ко Господу. Именно после этого чуда икона Божией Матери, как покровительствующая старчеству, и получила название «Герондисса», что в переводе с греческого означает «Старица».

В XI веке во время нападения мусульман на монастырь один из напавших хотел было расколоть икону Божией Матери на части, чтобы кощунственно раскурить свою трубку, но в то же мгновение лишился зрения. Тогда варвары бросили образ в колодец, где он пребывал более 80 лет. Перед смертью ослепший раскаялся и заповедал своим домочадцам посетить Святой Афон и указать инокам место, где находится икона. Святыня была обретена и с честью поставлена в соборном храме обители.

Еще одно поразительное событие произошло в XVII веке. В монастыре Пантократор случился сильный голод. Игумен убеждал всех просить о помощи Божию Матерь и сам усердно молился перед Ее иконой. И Богородица откликнулась на просьбы молящихся. Однажды утром монахи заметили, что из кладовой, где находились в то время лишь пустые сосуды, льется елей. Войдя внутрь, они были поражены: из одного кувшина масло непрерывно лилось через край. Иноки возблагодарили Пресвятую Заступницу за скорую помощь, а в память этого события на иконе Божией Матери, где Она представлена в полный рост без Богомладенца, изображен кувшин с переливающимся через край елеем.

В настоящее время образ находится не в алтаре соборного храма, где он хранился прежде, а при северо-восточной колонне, поддерживающей купол. Икона обновлена и обложена серебряной ризой.

Молитва: "Тропарь, глас 4:

Яко пресветлая звезда,/ просиял Божественными чудесы/ святый образ Твой, Избавительнице,/ лучами благодати и милосердия Твоего/ озарив в нощи скорбей сущих./ Подаждь убо и нам, Всеблагая Дево,/ избавление от бед,/ исцеление недугов душевных и телесных,/ спасение и велию милость."

Молитвенная традиция: 

 

Икона Божией Матери "Сладкое лобзание / Гликофилуса"

Икона Божией Матери Сладкое лобзание / Гликофилуса

3-2

Празднование иконе Понедельник Светлой седмицы.

Написанный, по преданию, евангелистом Лукой, этот образ был прославлен в царствование греческого императора-иконоборца Феофила. Один из его приближенных Симеон подражал своему повелителю в ненависти к иконам. Жена же его Виктория втайне чтила иконы и имела у себя во внутренних покоях богородичный образ, которому и поклонялась. Узнав об этом, муж с негодованием потребовал от жены икону, чтобы ее сжечь. Верующая женщина решилась расстаться с заветной святы ней, но не предавать ее в руки мужа. Она пустила икону в море.

Через много лет эта самая икона явилась на берегу моря перед Афонским Филофеевским монастырем и была с честью внесена в его соборный храм. Место явления образа было названо Агиасмою. В Светлый понедельник ежегод но сюда из обители совершается крестный ход.

С историей прославления образа, получившего впоследствии название «Сладкое Лобзание», связан один назидатель ный случай, произошедший в 1830 го ду. Пришедшему в Филофеевский монастырь богомольцу один из иноков рассказал о различных чудесах Божией Матери и о том, каким образом явилась на берегу моря перед обителью Ее икона «Сладкое Лобзание». Богомолец слушал с любопытством, но в итоге усомнился в правдивости слышанного, а историю чудесного явления образа счел за простую басню, которой может поверить разве только ребенок. Никакие доводы инока не убедили богомоль а, и в итоге он был возвращен в число искренних последователей Христа Самой Царицей Небесной, совершившей чудо. Идя по верхнему этажу дома, он оступился и начал падать вниз. Тут он воскликнул: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» — и спустился на землю без всякого вреда...

Икона прославлена и другими чудесами. Она и по сей день пребывает в соборном храме Филофеевской обители.

Образ «Сладкое Лобзание» (греч. «Гликофилу?са») написан по иконографическому типу «Умиление», Богоматерь представлена лобзающей Сына. Отличительная особенность изображения — соприкосновение рук Приснодевы Марии и Младенца. Вложенная ладонь маленького Иисуса символизирует Боговоплощение. 

Молитва: "Приими, Все благомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладным, от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: Перед иконой молятся о помощи в различных духовных и житейских нуждах.

 

Икона Божией Матери "Соболевская"

Икона Божией Матери Соболевская

3-3

Празднование иконе 3 декабря (20 ноября по старому стилю).

Достоверных сведений об этом образе практически не сохранилось. Известно лишь, что икона явилась в селе Соболевке, что под Киевом, 20 ноября (по ст. ст.) 1282 года. Кроме того, в рукописных выпис ках из святцев, сделанных ростовским жителем Николаем Кайдаловым, Соболевская икона названа чудотворной.

В настоящее время список иконы XIX века находится в Музее икон Пресвятой Богородицы в селе Исакове Московской области.

На месте, где была явлена икона, в 2008 году основан скит в честь Иверской иконы Божией Матери cтавропигиального женского монастыря в честь Афонской иконы Божией Матери Киевской епархии Украинской Православной Церкви.

Образ написан по иконографическому типу «Умиление».

 

Икона Божией Матери "Петровская"

Икона Божией Матери Петровская

3-4

Празднование иконе 6 сентября (24 августа по старому стилю).

Это богородичное изображение носит имя своего автора — святителя Петра, митрополита Московского († 21 декабря 1326 г.), который работал над образом в бытность еще игуменом Ратского монастыря на Волыни. Во время посещения обители святителем Максимом, митрополитом Киевским и всея Руси († 6 де каб ря 1339 г.), святой Петр поднес ему в дар эту икону. Митрополит перенес ее во Владимир на Клязьме, где тогда находилась его кафедра. По смерти святителя Максима игумен Геронтий, решивший захватить митрополичий престол, отправился по морю с Петровской иконой к Константинопольскому патриарху Афансию. Во время плавания поднялась страшная буря. Ночью Геронтию явилась Пресвятая Богородица со словами: «Не на тебя возложится сан святительский, но на того, кто написал Мой образ». Когда он предстал перед патриархом Афанасием с иконой, святитель Петр уже был в Константинополе, и ему патриарх передал икону со словами: «Приими святой богородичный образ, который ты написал своими руками, ибо ради этого воздала тебе дар Сама Владычица, предсказав о тебе». Святитель Петр перенес икону во Владимир, а в 1325 году при перенесении митрополичьей кафедры в Москву святыню помести ли в московском Успенском соборе.

С этой иконой связано немало важных исторических событий. Так, патриарх Иов брал ее с собой, когда ходил к Борису Годунову уговаривать принять царство. А в 1613 году Петровскую икону взяла с собой делегация, отправившаяся в Кострому призывать на царство боярина Михаила Романова.

Многие специалисты считают, что находящаяся ныне в Успенском соборе Кремля Петровская икона Пресвятой Богородицы и есть тот самый образ, который был написан святителем Петром. Хотя есть предположения, что подлинник пропал еще до революции.

Богородичное изображение создано по иконографическому типу «Одигитрия». Его отличительная особенность в том, что у Богоматери видна только правая рука, чаще только Ее кисть. Встречаются иконы с названием «Петровская», написанные по типу «Умиление». 

Молитва: "Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов свет-лейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь. "

Молитвенная традиция: Перед иконой молятся об избавлении от душевных и телесных страданий, о Богохранимом Отечестве.

 

Икона Божией Матери "София - Премудрость Божия"

Икона Божией Матери София - Премудрость Божия

3-5

Празднование иконе 28 августа (15 августа по старому стилю).

Различают два вида икон с таким названием: киевский и новгородский, представленный здесь.

Храмовый образ новгородского Софийского собора является копией древней иконы «София» из константинопольского Юстинианова храма, ровесницы самого новгородского Софийского собора.

Первый список «Софии — Премудрости Божией» появился в Новгороде в XV веке, хотя первая церковь на Руси, освященная в ее честь, была построена в 989 году в Новгороде, а следующая — в 1037-м в Киеве.

Этот образ прославился многочисленными чудотворениями. По преданию, пред ним в 1542 году получила исцеление женщина, страдавшая болезнью глаз, как написано в Новгородской летописи: «Премудрость Божия простила жену, очима была больна».

Новгородский извод иконы относится к деисусному типу — так называются иконы, изображающие Христа. В центре композиции, на огненном престоле, — Господь Вседержитель в далматике (царской одежде), с огненными крыльями, «яко велика совета Ангел» (Ис 9:6). Вокруг Него — небо со звездами, по сторонам, в молитвенном положении, — Богородица с образом Иисуса Христа и святой Иоанн Предтеча как ближайшие свидетели воплощения Сына Божия. Вверху на этом изображении — Спаситель в огненном круге и надпись: «Премудрость Божия»; еще выше — опять небеса, и на золотом престоле Евангелие, перед которым стоят коленопреклоненные ангелы.

О том, что Огненный Ангел есть Христос, можно судить по словам апостола Павла, который говорит: «...мы проповедуем Христа распятого... Христа, Божию силу и Божию премудрость... во Иисусе Христе, Который сделался для нас премудростью от Бога...» (1 Кор 1:23, 24, 30). Святой Иоанн Богослов в своем Откровении описывает Сына Человеческого «...облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом... и очи Его, как пламень огненный; ... и ноги Его... как раскаленные в печи» (Откр 1:13—15).

Молитва: "Тропарь, глас 4-й. Велия и неизреченная Премудрости Божии сила смотрения плотскаго таинства, Софие преименитая, девственных душе и неизглаголаннаго девства чистоте, смиренныя мудрости истине, покоище Святаго Духа, пречестный храме непостижимыя славы Его, огнезрачный престоле Христа Бога нашего, в Тя бо вселися неизреченно Слово Божие, и плоть бысть, невидимый явися, и неприкосновенный из Тебе изыде, и с человеки поживе, врага исконнаго уловляя и человеки от клятвы древния свобождая, возводя паки, отнюдуже испадохом. Молим ти ся, Владычице, отягченныя ны во гресех лютых помиловати и спасти души наша, и яко человеколюбивая и милосердая Царица, Мати Премудрости Божия Слова, призри на ны, грешныя люди Твоя, и умилосердися, заступи от напастей и скорбей лютых и грады наша невредимы сохрани, идеже ныне имя Твое пресвятое боголепно славится."

 

Схема расположения киотов

Праздничные Богослужения, проходящие в соборе согласно расписанию служб, можно посмотреть по данной ссылке 

https://серафим.рф/

ГЕНЕРАЛЬНАЯ УБОРКА ПЕРЕД ПАСХОЙ

27 апреля и 4 мая 2024 года. Начало уборки после богослужения.

График Соборований

на Великий пост 2024г.

26 апреля

Пятница – 18:30

Для записи обратитесь в церковную лавку

Требуются

Повар

З/п: 1400руб./смена +%. 

График работы 2/2 тел. 

(Доска обьявлений)

Экскурсии по собору

(Контакты)

22 апреля

Понедельник

Шестая седмица Великого Поста, ваий

Мч. Евпсихия

08 45 Утреня. Часы. Изобразительны. Вечерня. Заупокойная лития.

17 00 Соборование (Елеосвящение).

23 апреля

Вторник

Мчч. Терентия, Помпиия и иже с ними

08 45 Утреня. Часы. Изобразительны. Вечерня. Заупокойная лития.

17 00 Исповедь. Утреня. 1-й час.

24 апреля

Среда

Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского

08 45 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

17 00 Утреня. 1-й час.

25 апреля

Четверг

Прп. Василия исп., еп. Парийского

08 45 Исповедь. 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня.

17 00 Исповедь. Утреня. 1-й час.

26 апреля

Пятница

Прпмч. Марфы (Тестовой), инокини

08 45 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

17 00 Исповедь. Славословная утреня. 1-й час.

18 30 Соборование (Елеосвящение).

27 апреля

Суббота

Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря

07:30 Исповедь с чтением правила ко св.Причастию

08 45 Часы. Божественная Литургия.

16 00 Молебен блж. Матроне Московской

17 00 Исповедь. Всенощное бдение. Освящение верб.

28 апреля

Воскресение

Неделя 6-я Великого Поста.

Ваий, цветоносная, Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим.

05 45 Часы. Ранняя Божественная Литургия.

08 00 Параклис Пресвятой Богородице. Часы. Исповедь.

09 00 Поздняя Божественная Литургия.

16 00 Вечерня. Утреня. 1-й час.




 

^ Наверх