Киот D1

 

Киот D1 Икона Божией Матери "Покров Пресвятой Богородицы" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Грузинская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Толгская на троне" - перейти к описанию
Икона Божией Матери "Воплощение" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Недреманное Око" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Пелагонитисса" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Скоропослушница" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Критская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Кардиотисса" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Песчанская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Не рыдай Мене, Мати" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Благовещение" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Торопецкая" - перейти к описанию

 

Икона Божией Матери "Покров Пресвятой Богородицы"

Икона Божией Матери Покров Пресвятой Богородицы

1-1

Празднование иконе 14 октября (1 октября).

Икона посвящена одному из великих православных праздников — Покрову Пресвятой Богородицы. Он был установлен в честь чудесного события, произошедшего в Х веке в Константинополе, подвергнутом нашествию сарацин. Жители города собрались во Влахернском храме, где хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и молили Бога о спасении. Во время молитвы святой Андрей, Христа ради юродивый, увидел под сводами храма идущую по воздуху Богородицу в окружении ангелов и святых. После долгой молитвы за жителей города Она подошла к престолу, сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над всеми молящимися, защищая их от врагов видимых и невидимых. Святой Андрей в изумлении от увиденного спросил стоящего рядом ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святой отче, и ужасаюсь».

Поутру молва об этом видении разнеслась по всей округе. Защитники города, воодушевленные заступничеством Божией Матери, рассеяли неприятеля, и город был спасен.

Память о чуде, совершившемся 1 октября (по ст. ст.), долго сохранялась в стенах Влахернского храма. Однако в Греции установленный в честь него праздник так и не стал общецерковным. На Руси же, благодаря содействию благоверного князя Андрея Боголюбского, день Покрова Божией матери с 1165 года широко отмечается.

Известны два иконографических типа изображения праздника: один принадлежит новгородской традиции, а второй — ростово-суздальской, вариант которой здесь представлен. В ростово-суздальской традиции, которую затем переняла и московская, Богородицу изображают на фоне храма и, как правило, с покровом, который Она держит в руках. Слева и справа от Нее — ангелы и святые, Андрей с Епифанием, молящийся народ. Характерная деталь: на переднем плане, ниже Богородицы, изображен святой Роман Сладкопевец. Автор песнопений, прославлявших Богоматерь за четыре века до произошедшего чуда Покрова, потому явлен на иконе праздника, что он своим творчеством во многом открыл православным христианам истинное понимание роли Богородицы в деле спасения человечества. Таким образом, в поздней иконографии Покрова соединены два чудесных события, которые в разное время произошли по милости Божией и по ходатайству Пресвятой Богородицы: спасение верующих от врагов христианства в Х веке и дарование голоса будущему творцу духовных песнопений.

Молитва: "О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим Всечестное Имя Твое и с верою и любовию поклоняющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным Покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание; всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения; милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия, и на Страшнем Суде Сына Твоего: преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в Вечней Жизни со Ангели и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь."

 

Икона Божией Матери "Грузинская"

Икона Божией Матери Грузинская

1-2

Празднование иконе 4 сентября / 22 августа.

Первоначально этот образ находился в Грузии, но во время покорения страны в 1622 году персидским шахом Аббасом икона вместе с другими ценностями была вывезена в Персию, где предприимчивые персы организовали торговлю православными святынями. В их числе приказчику ярославского купца Григория Лыткина Стефану Лазареву и была предложена для приобретения Грузинская икона Божией Матери. Тот не смог упустить возможность выкупить православную святыню и, несмотря на высокую стоимость иконы, украшенной серебром и золотом, приобрел ее. В это время купец Лыткин в сонном откровении узнал о приобретении его приказчика и получил указание свыше отдать святыню в Красногорский монастырь Архангельской епархии.

Слава о чудотворной Грузинской иконе Божией Матери быстро распространилась по всей Руси. Хроника времен царствования Алексея Михайловича свидетельствует, что чтимый образ носили во многие российские губернии, даже в Сибирь. В грамоте 1698 года говорится: «Чрез образ Грузинский Пресвятая Богородица и прежде и ныне творит многие чудеса и исцеления приходящим с верою».

Подлинник чудотворной Грузинской иконы Пресвятой Богородицы не сохранился. В настоящее время в Москве почитаются несколько списков древнего образа, написанного по иконографическому типу «Одигитрия». 

Молитва: "Приими, Всеблагомощная Пречистая Госпоже Владычице Богороди-тельнице, сия честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пе­ние возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления на­ша и подающей с верою просящим по коемуждо прошению и исполнение: скорбящим скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, расслабленных и недужных исцеляеши и от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши, и насилуемых спасаеши, грешных прощаеши, прокажен-ных очищаеши и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще, Госпоже Владычице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти исцеляеши и очныя болезни врачуеши и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молити о нас, недо­стойных рабех Твоих, славящих Тя и почита­ющих, и поклоняющихся пречистому образу Твоему и надежду имущих невозвратну, и ве­ру несумненну, к Тебе Приснодеве, Преславней и Непорочней, славящих и чтущих и по­ющих Тя во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: Перед иконой Пресвятой Богородицы «Грузинская» молятся об избавлении от моровой язвы, эпидемии, чумы, об исцелении от глухоты и болезней ушей, слепоты или иной болезни глаз.

 

Икона Божией Матери "Толгская на троне"

Икона Божией Матери Толгская на троне

1-3

Празднование иконе 21 августа (8 августа по старому стилю).

Этот древний образ — одна из главных святынь Толгского женского монастыря, что под городом Ярославлем. Согласно сказанию, составленному во второй половине ХVI века на основе местного предания, явление иконы произошло в 1314 году на берегу реки Толги (приток Волги). К этому времени относят написание первой поясной Толгской иконы.

Первое зафиксированное чудо от иконы — истечение мира (по сказанию — в 1392 году, по историческим записям — в 1428-м).

Сохранились три иконы, происходящие из Толгского монастыря и называемые «Толгскими»: большой образ ХIII века иконографического типа «Умиление» с изображением восседающей на троне Богоматери со стоящим на Ее коленях и прильнувшим к Ее щеке Младенцем Христом (находится в Третьяковской галерее в Москве) и два поясных списка этого образа первой половины ХIV века (хранятся в Ярославском художественном музее и в Русском музее в Санкт-Петербурге). 

Молитва: "О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, высшая Херувимов н Серафимов и Святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную бла­женному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси и ныне содеваеши, по Твоему неизречен­ному к нам милосердию. Тебе пред пречистым образом Твоим, припадаем и молимся, Пребла-гословенная рода нашего Заступ­нице: в странствии сем земном, многоскорбном и многомятеж­ном, не лиши нас Твоего заступления и покрова державнаго. Спаси и защити нас, Владычице, от разжженных стрел лукаваго врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любо-вию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, возможем принести Творцу благоугодныя Ему плоды добрых дел, и сподобитися мирныя христианския кончины и ответа праваго на Страшнем и нелицеп­риятием Суде Его. Ей, Госпоже Всемилостивая! В час грозный, смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступление, ускори тогда на помощь к нам, безпомощным, и державною ру­кою Твоею исхити нас из руки лютаго миродержца, ибо воистинну много может молитва Твоя пред линем Господа и ничтоже невозможно ходатайству Твоему, аше токмо восхощеши. Темже на святый образ Твой умиленно взирающе и пред ним, яко жи­вей Ти сущей с нами, поклоняющеся с упованием благим, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе по Бозе молитвенно предаем и Тя величаем с рождшимся от Тебе Спасителем на­шим, Господем Иисусом Хри­стом, Емуже, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: Перед иконой молятся об избавленииот засухи, бездождия, грозы, града, а также при болезни ног и бесновании.

 

Икона Божией Матери "Воплощение"

Икона Божией Матери Воплощение

1-4

Празднование иконе

Образ, известный также под названием «Знамение», прославился в XII веке, во времена, когда русская земля стонала от междоусобиц. Владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с другими князьями послал своего сына Мстислава покорять Великий Новгород. Зимой 1170 года огромное ополчение осадило Новгород и, не дождавшись его сдачи, начало сражение. Защитники Новгорода, видя превосходство противника, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу. В храмах круглосуточно молились люди, церковное пение сливалось с плачем молящихся. Архиепископ Новгородский Тихон три дня и три ночи молился перед алтарем соборной церкви. На третьи сутки владыка услышал голос, повелевавший ему взять из Спасского храма на Ильинской улице икону Пресвятой Богородицы и вознести ее на городские стены, где кипела ожесточенная битва, что и было сделано.

Вид иконы Божией Матери не смягчил нападавших, и осада продолжалась. Одна из пущенных суздальцами стрел попала в святой образ. При этом лик Пресвятой Богородицы обратился к городу и оросил своими слезами фелонь архиепископа. Осажденные восприняли это как знамение того, что Царица Небесная молится пред Своим Сыном об избавлении города от неприятеля. Нападавших объял неизъяснимый ужас, у многих из них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Воодушевленные защитники Новгорода открыли ворота и наголову разбили неприятеля.

После этого события чудотворная икона Божией Матери «Знамение» находилась в Спасо-Преображенской церкви на Ильинской улице еще 186 лет. В 1356 году новгородцы построили для чудотворной иконы особый храм, который до сего времени называется собором Знамения Богородицы.

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» (иконографический тип «Оранта») почитается по всей России. Многие из ее списков, такие как иконы «Курская-Коренная» и «Абалацкая», также прославились чудесами.

Молитва: "О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, Великому Новуграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси, тако и ныне нас немощных и грешных Твоего Матерняго заступления и благопопечения сподоби. Церковь святую утверди, град Твой и всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию и умиленно просящих со слезами Твоего заступления, помилуй и сохрани. Ей, Госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехми многими, простри ко Христу Богу Богоприимнеи руце Твои и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго, мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Его, да спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя Достопокланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь."

 

Икона Божией Матери "Недреманное Око"

Икона Божией Матери Недреманное Око

1-5

Чудотворная икона, другое название которой «Спас Недремлющее Око», пожертвована монастырской часовне в городе Рыбинске дочерью известного в прошлом проповедника Родиона Путятина.

На изводе изображен юный Иисус, возлежащий на красном (цвет Воскресения) ложе. Путь Его страданий еще не начался. С грустью, любовью и надеждой молитвенно обращается к Нему Богородица. Справа стоит ангел с крестом в руках. Жертва ради спасения людей должна свершиться. Юный Спаситель не забывает об этом, чему соответствует надпись под изображением: «Аз сплю, а сердце Мое бдит» (Песнь песней 5:2).

Икона «Недреманное Око» основана на благочестивой легенде, по которой Христос-отрок на пути из Иерусалима в Назарет прилег отдохнуть. Богоматерь оберегала Его сон, и в это время ангелы предвозвестили Ей крестное страдание Христа.

Похожее название — «Недремлющее Око» — имеет древний богородичный образ другой иконографии. 

Молитва: "О, Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на душевныя язвы наша греховныя; умоли сердцем бдящего о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас, с верою к Нему прибегающих, от тяжкаго сна греховнаго и от всех навет вражиих, да спасет души наша, яко Человеколюбец. Аминь."

Молитвенная традиция: Перед иконой Пресвятой Богородицы «Недремлющие Око» молятся при бессоннице детей.

 

Икона Божией Матери "Пелагонитисса"

Икона Божией Матери Пелагонитисса

1-6

Время появления иконы неизвестно. Первые списки почитаемого в Пелагонии (самая большая котловина в области Македонии, разделенная между Македонией и Грецией) образа Божией Матери «Пелагонитисса» появляются на Руси не ранее XVII века. Самый ранний богородичный образ с этим названием находится в церкви святого Георгия в Старо Нагоричино, фреска с этим изображением относится к 1318 году.

Образ «Пелагонитисса» прина дле жит к иконографическому типу «Взы г ра ние Младенца», одному из ва риантов икон «Умиление», симво лизирующему подчеркнуто эмоциональный характер взаимоотношений Богоматери с Сыном. Он изображен как бы резвящимся, порывисто тянет руки к Ее лику, резко закинув голову. Название извода появилось на Руси в эпоху позднего средневековья, не являлось ни литературным эпитетом, ни топонимом, имело хождение преимущественно в среде иконописцев и любителей иконописи.

 

Икона Божией Матери "Скоропослушница"

Икона Божией Матери Скоропослушница

1-7

Празднование иконе 22 ноября (9 ноября по старому стилю).

Этот древний чудотворный образ находится на Святой горе Афон, в монастыре Дохиар. Предание относит написание иконы к Х веку, ко времени жизни настоятеля обители святого Неофита. В 1664 году трапезарь Нил, проходя ночью в трапезную с зажженной лучиной, услышал от образа Богородицы, висевшего над дверью, голос, призывающий его впредь здесь не ходить и не коптить икону. Монах подумал, что это шутка какого-либо брата, пренебрег знамением и продолжал ходить в трапезную с коптящей лучиной. Внезапно он ослеп. В горьком раскаянии молился Нил перед иконой Божией Матери, умоляя о прощении. И вновь услышал чудный голос, извещавший о прощении и возвращении зрения и приказывающий возвестить всей братии: «С этой поры будет именоваться сия икона Моя Скоропослушницею, потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и исполнение прошений». Пресвятая Богородица исполнила и теперь исполняет Свое обещание — являет скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим.

На Руси всегда пользовались большой любовью и почитанием списки чудотворной афонской иконы «Скоропослушница». Многие из них прославились исцелениями.

Образ написан по иконографическому типу «Одигитрия». Отличительная особенность изображения: правая нога у Младенца повернута пяточкой наружу.

Отдельно от различных списков иконы «Скоропослушница» стоит петербургский образ из Троицкого собора Александро-Невской лавры. На этой иконе Божия Матерь в поясном изображении без Младенца. 

Молитва: "Преблагословенная Владычице, Приснодево Богородице, Бога Слова паче всякаго слова на спасение наше рождшая, и бла­годать Его преизобильно паче всех приявшая, море явльшаяся Божественных дарований и чудес приснотекущая река, изливающая благость всем, с верою к Тебе прибегающим! Чудотворному Тво­ему образу припадающе, молимся Тебе, всещедрей Матери Человеколюбиваго Владыки: удиви на нас пребогатыя милости Твоя, и прошения наша, приносимая Тебе, Скоропослушнице, ускори исполнити, все, еже на пользу во утешение и спасение коемуждо устрояющи. Посети, Преблагая, рабы Твоя благодатию Твоею, подаждь недугующим цельбу и совершенное здравие, обуревае­мым тишину, плененным свободу и различными образы стражду­щих утеши, избави, всемилости­вая Госпоже, всяк град и страну от глада, язвы, труса, потопа, огня, меча и иныя казни временныя и вечныя, Матерним Твоим дерзновением отвращающи гнев Божий: и душевнаго разслабления, обуревания страстей и гре­хопадений свободи рабы Твоя, яко да непреткновенно во всяком благочестии поживше в сем веце, и в будущем вечных благ сподобимся благодатию и человеколюбием Сына Твоего и Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: Перед иконой молятся находящиеся в плену и в тюремном заключении, терпящие кораблекрушение, о духовном прозрении, за детей, об исцелении от падучей болезни и беснования, болезней рук и ног, а также все те, кому нужна быстрая и неотложная помощь.

 

Икона Божией Матери "Критская"

Икона Божией Матери Критская

1-8

Празднование иконе 12 января (Греч.), 13 января (Греч.).

По преданию, этот древний образ написан святым апостолом и евангелистом Лукой. В VIII веке, в период иконоборчества, святыня была принесена из Константинополя на Крит для спасения от уничтожения еретиками.

В период венецианского правления на Крите икона находилась в храме апостола Тита в Хандаке (Ираклион), каждый вторник перед ней служились молебны. Когда Хандак был захвачен мусульманами, святыню перевезли в Венецию, где она с тех пор пребывает в центральном алтаре католической церкви Санта-Мария-делла-Салюте. В церкви апостола Тита в Ираклионе находится копия чудотворного образа, как и оригинал, написанная по иконографическому типу «Одигитрия»

 

Икона Божией Матери "Кардиотисса"

Икона Божией Матери Кардиотисса

1-9

Надпись на иконе гласит: «Госпожа Кардиотисса» («Кера Кардиотисса»). В переводе с греческого «кардиотисса» — «сердечная». Скорее всего здесь соединяются два названия: еще одного древнего богородичного образа, именуемого ныне «Неустанная Помощь», находящегося в Риме, и «Госпожа Кера» — так называется сегодня монастырь, в котором хранится икона.

Давший имя обители образ был написан, согласно преданиям, в VIII веке монахом-иконописцем святым Лазарем. Икона издревле считалась чудотворной: она исцеляла больных и немощных, особо помогая женщинам, страдающим от бесплодия.

Три раза чудотворную икону крали турки и увозили в Константинополь, однако она неизменно возвращалась в свою обитель. По преданию, ими была даже предпринята попытка приковать похищенную икону цепью к мраморной колонне. Но и это не дало результатов: святыня возвращалась домой вместе с цепью и даже колонной (в монастырском дворе стоит колонна, а на иконостасе рядом с образом находится цепь). В 1498 году икону «Кардиотисса» украл торговец вином и вывез в Италию. А та икона, которая находится в монастыре и по сей день, написана в 1735 году и являет собой другой иконографический тип. Точная же копия чудотворной иконы Божией Матери «Кардиотисса», написанной по типу «Умиление», находится в Благовещенском мужском монастыре в Бортничах (Киев).

 

Икона Божией Матери "Песчанская"

Икона Божией Матери Песчанская

1-10

Празднование иконе 21 июля.

Речь идет об одном из чудотворных списков особо чтимой на Руси Казанской иконы Божией Матери.

В 1754 году великий русский святитель Иоасаф, епископ Белгородский, увидел во сне, будто он сам в одной из осматриваемых им церквей в притворе на куче мусора нашел икону Богоматери с Младенцем, от которой исходило сияние. Тотчас он услышал: «Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма. Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор». Каково же было изумление епископа, когда он обнаружил увиденную во сне икону в Воскресенской церкви в городе Изюме Харьковской губернии. Образ служил в притворе перегородкой, за которую ссыпали уголь для кадила. По святительскому повелению икона была помещена в большой киот и поставлена в подходящее для нее место.

Слух о чудесном явлении святого образа быстро распространился, и к иконе стали стекаться толпы богомольцев, получающих по своим молитвам исцеления.

После переворота 1917 года чудотворный Песчанский образ был переправлен за рубеж, и следы его затерялись.

В настоящее время существует несколько списков чудотворной иконы, которые находятся в разных концах света. Один из них, например, находится в Санкт-Петербурге в часовне святителя Иоасафа Белгородского при детской больнице. В России также известен так называемый крестоходный список Песчанской иконы, который считается всероссийской святыней, так как он по благословению правящих архиереев побывал уже в более чем двадцати пяти епархиях Русской Православной Церкви. По словам хранительницы чудотворного списка Татьяны Дубининой, «от Песчанской иконы Божией Матери (крестоходной) нескончаемым потоком изливается благодать. Невозможно описать всех исцелений и проявлений благодатной помощи, так как их огромное количество...».

Молитва: "О Премилостивая и Премилосердная Мати Божия, Покровительнице града нашего Изюма и страны нашея, купно же и всего мира Молитвеннице, приими коленопреклонение ума и сердца нашего и услыши молитвы, во умилении душ наших Тебе возсылаемыя, якоже издревле приимала еси и молитвы любящих душ зде, пред иконою Твоею возносимыя. Помози нам в побеждении прелестей и соблазнов мира сего, не попусти нам отверженным быти вечнаго небеснаго блаженства. Ты едина наша радость и утешение в жизни сей временней, Ты едина наша надежда в жизни вечней. Веруем, яко Ты Своею Богоматернею любовию и снисхождением удостоиши нас с Собою вожделеннаго Царствия Сына Твоего. Тебе убо просим: не отступай от нас, Всеблагая, защищай от всех козней вражиих, не попусти нас чрез грехи наша лишитися милосердия Божия, изжени из нас леность в молитве и посещения храма Божия. Избави нас от малодушия, уныния, вражды, гнева, подозрения, зависти, клеветы, ненависти и гордости бесовския. Вразуми поправших заповеди Церкве Христовы. Сродником нашим даруй мир и любовь, да согласно поживут родители и дети. Да будет в стране нашей правда Божия, да сохранятся в народе нашем святоотеческия обычаи. Вознеси, о Всеблагая, усердныя молитвы пред Богом о всего мира умирении, да не погибнет род людский в пламени опустошения всемирнаго, да познают вси народи Отца своего Небеснаго и Тя, Матерь Божию, Заступницу рода христианскаго. Приведи вси народы к истинному покаянию и жизни греховныя исправлению, да не будет нам страшен день страшнаго суда Божия, но сподобит нас Господь с Тобою вечныя радости небесныя, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

 

Икона Божией Матери "Не рыдай Мене, Мати"

Икона Божией Матери Не рыдай Мене, Мати

1-11

Эта самостоятельная иконографическая композиция посвящена оп ла киванию Христа Богородицей. Иногда образ называют «Оплакивание Христа» или «Пиета?» (от лат. pieta — «жалость»). Название взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую Субботу, послужившего также одним из источников иконографии: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непристанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия».

Впервые композиция «Не рыдай Мене, Мати» в России появилась в известной иконе Благовещенского собора Московского Кремля, вызвавшей в 1554 году «дело дьяка Висковатого», восставшего против введения в русскую иконопись «латинских ересей», то есть западных новшеств. В XVI веке русские иконописцы стали использовать для композиций икон гравюры западных мастеров.

Молитва: "К Тебе, Пречистей Божией Матери, аз окаянный припадая молюся: веси, Царице, яко непрестанно согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего. И аще многажды каюся, ложь пред Богом обретаюся: каюся трепеща, да не како поразит мя Господь, и по часе мале паки таяжде творю. Ведущи сия, Владычице моя, Госпоже Богородице, молю, да помилуеши, да укрепиши мя, и благая творити да подаси ми. Ты веси, о Владычице моя Богородице, яко имам в совершенней ненависти злая моя дела и всею мыслию люблю закон Бога моего. Но не вем, Госпоже Пречистая, откуду яже ненавижду, тая творю, а благая преступаю. Не попущай убо, Пречистая, воли моей совершатися, неугодна бо есть, но да будет во мне воля Сына Твоего и Бога моего, да мя спасет, и вразумит, и подаст ми благодать Святаго Духа, да бых аз отселе престал сквернодействуя и прочее пожил бых в повелениих Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: Перед иконой Пресвятой Богородицы «Не рыдай Мене, Мати» молятся за страждущих близких и о спасении близких, за детей.

 

Икона Божией Матери "Благовещение"

Икона Божией Матери Благовещение

1-12

Празднование иконе 7 апреля / 25 марта.

Этот образ, относимый к разновидности икон богородичных праздников, изображает Деву Марию и Архангела Гавриила и посвящен событиям Благовещения Пресвятой Богородицы. Слово «благовещение» означает: добрая, благая весть. Повествование о событии, запечатленном на иконе, изложено в первой главе Евангелия от Луки.

Архангел Гавриил был послан от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира: «Ты обрела благодать у Бога, и вот, зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца». Мария спросила Ангела: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Тогда Мария со смирением ответила: «Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Благовещение положило начало спасению рода человеческого, в лице же Пресвятой Богородицы христиане обрели милосердную Заступницу и Ходатаицу за них перед Ее Божественным Сыном.

Хотя торжественное празднование Благовещения было введено лишь в IV веке, иконы, изображающие эти события, появились в христианской Церкви гораздо раньше. 

Молитва: "Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов свет-лейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: Перед иконой Пресвятой Богородицы «Благовещение» молятся о получении облегчения и исцеления своих недугов и об освобождении из заточения.

 

Икона Божией Матери "Торопецкая"

Икона Божией Матери Торопецкая

1-13

Празднование иконе 22 октября (9 октября по старому стилю).

Свое название образ получил от города Торопца в Тверской области, где расположен Свято-Тихоновский женский монастырь. По преданию, это именно та Корсунская икона, которую в конце XII века в Россию перенесла полоцкая княжна Предислава, в иночестве Евфросиния, получив ее в подарок от греческого императора.

В 1239 году князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава в городе Торопце. Княжна взяла с собой из Полоцка икону Богородицы и поставила ее в торопецкой церкви. Здесь чудотворный образ находился под именем Корсунского много веков.

Летописи сохранили описание помощи Божией Матери защитникам города через Ее Корсунскую икону в 1611 году, во время нашествия польского войска под предводительством Льва Сапеги. Чудотворный образ не раз спасал город и во время войны с Наполеоном, и от эпидемий 1831, 1853 и 1898 годов. После революции древняя святыня была изъята и передана в Государственный Русский музей.

 

Схема расположения киотов

Праздничные Богослужения, проходящие в соборе согласно расписанию служб, можно посмотреть по данной ссылке 

https://серафим.рф/

График Соборований

на Великий пост 2024г.

22 апреля

Понедельник – 17:00

26 апреля

Пятница – 18:30

Для записи обратитесь в церковную лавку

Требуются

Повар

З/п: 1400руб./смена +%. 

График работы 2/2 тел. 

(Доска обьявлений)

Экскурсии по собору

(Контакты)

22 апреля

Понедельник

Шестая седмица Великого Поста, ваий

Мч. Евпсихия

08 45 Утреня. Часы. Изобразительны. Вечерня. Заупокойная лития.

17 00 Соборование (Елеосвящение).

23 апреля

Вторник

Мчч. Терентия, Помпиия и иже с ними

08 45 Утреня. Часы. Изобразительны. Вечерня. Заупокойная лития.

17 00 Исповедь. Утреня. 1-й час.

24 апреля

Среда

Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского

08 45 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

17 00 Утреня. 1-й час.

25 апреля

Четверг

Прп. Василия исп., еп. Парийского

08 45 Исповедь. 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня.

17 00 Исповедь. Утреня. 1-й час.

26 апреля

Пятница

Прпмч. Марфы (Тестовой), инокини

08 45 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

17 00 Исповедь. Славословная утреня. 1-й час.

18 30 Соборование (Елеосвящение).

27 апреля

Суббота

Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря

07:30 Исповедь с чтением правила ко св.Причастию

08 45 Часы. Божественная Литургия.

16 00 Молебен блж. Матроне Московской

17 00 Исповедь. Всенощное бдение. Освящение верб.

28 апреля

Воскресение

Неделя 6-я Великого Поста.

Ваий, цветоносная, Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим.

05 45 Часы. Ранняя Божественная Литургия.

08 00 Параклис Пресвятой Богородице. Часы. Исповедь.

09 00 Поздняя Божественная Литургия.

16 00 Вечерня. Утреня. 1-й час.




 

^ Наверх