Киот B9

 

Киот В9 Икона Божией Матери "Иверская / Вратарница" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Козельщанская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Умиление" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Алтарница" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Милостивая / Киккская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Избавление от бед страждущих" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Корсунская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Одигитрия с изображенными святыми" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Серафимо - Дивеевская" - перейти к описанию

 

Икона Божией Матери "Иверская / Вратарница"

Икона Божией Матери Иверская / Вратарница

9-1

Празднование иконе 25 февраля (12 февраля по старому стилю), 26 (13) октября, вторник Светлой седмицы.

Об истории этого чудотворного образа повествует предание. В IX веке, во времена ереси иконоборства, близ города Никеи (современная Турция) жила благочестивая вдова с сыном, в доме которых находилась чудотворная икона Божией Матери. Когда воины, посланные выискивать и уничтожать святые иконы Богородицы, зашли в дом вдовы, она, в надежде сохранить святыню, упросила их оставить икону Богоматери до утра, обещая за это вознаграждение. Корыстолюбивые воины согласились, но один из них, уходя, ударил копьем в лик Богородицы, и тотчас из пронзенного образа Божией Матери потекла кровь. Пораженные воины ушли. Желая спасти святыню от поругания, вдова отнесла ее к морю и опустила в воду. Икона при этом не легла на воду, а поплыла вертикально.

С тех пор прошло около двух веков. Однажды монахи Иверской обители на Афоне увидели на море доходящий до самого неба огненный столп, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. После молебна старец монастыря Гавриил по повелению явившейся ему во сне Богородицы пошел по воде как по суше, принял икону Богородицы и поставил ее в храме. Но на другой день образ не нашли там, где поставили, обнаружив его над монастырскими воротами. Святыню отнесли на прежнее место, но наутро она опять оказалась на выбранном ею месте. Так повторялось несколько раз. Наконец Пресвятая Богородица вновь явилась преподобному Гавриилу, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей.

Иноки построили надвратную церковь, в которой чудотворная икона Божией Матери пребывает и доныне. По имени обители икона Богородицы была названа «Иверской», а по месту ее пребывания над монастырскими воротами — «Вратарницей».

В начале XVI века чудотворный образ был украшен чеканным серебряным золоченым окладом грузинской работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца. По-видимому, оклад довольно точно воспроизводит иконографию древнего образа, написанного по чину «Одигитрия», однако на полях оригинал дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов.

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа.

Молитва: "О Пресвятая Дево, Мати Гос­пода, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воз­дыханию душ наших призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющих­ся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная мо­ления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати, всех скорбящих и обремененных! Помози нам, не­мощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь хри­стианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь."

Молитвенная традиция: Перед иконой молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах, от пожара, об умножении плодородия земли, об избавлении от скорби и печали, об исцелении недугов телесных и душевных, при тяжелых обстоятельствах, о помощи земледельцам.

 

Икона Божией Матери "Козельщанская"

Икона Божией Матери Козельщанская

9-2

Празднование иконе 6 марта, в високосные годы – 5 марта (21 февраля по старому стилю).

Этот образ принадлежит к числу позднейших по времени прославления и вместе с тем наиболее почитаемых. Икона имеет итальянское происхождение и была привезена в Россию одной из придворных императрицы Елизаветы Петровны.

В XIX веке владельцем иконы стал граф Владимир Капнист из села Козельщина Полтавской губернии, в семье которого и произошло чудо, получившее широкую огласку. Однажды дочь графа Мария подвернула ногу, но травма вызвала серьезное прогрессирующее заболевание суставов, превратив девушку практически в инвалида. Многочисленные процедуры и лечение у известных докторов не помогали. Наконец, 21 февраля 1881 года родители решили вывезти Марию в Москву, куда прибыл знаменитый европейский врач Шарко. Перед дорогой девушка, как всегда, помолилась перед образом Божией Матери и, по давнему обычаю, лично протерла ризы иконы. Плача и молясь перед семейной святыней, девушка неожиданно почувствовала, как силы возвращаются в ее руки и ноги, дотоле почти лишенные чувствительности. Через некоторое время Мария предстала перед изумленными домочадцами совершенно здоровой. Собравшийся в Москве консилиум врачей подтвердил чудесное исцеление.

С тех пор чудеса от Козельщанской иконы Пресвятой Богородицы стали фиксировать в специальной книге. В саду для святыни была сооружена часовня, позже — храм и женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1929 году обитель была закрыта. Икону спрятали у себя монахини, затем она еще долго передавалась из рук в руки, меняя места пребывания. По возрождении монастыря в феврале 1993 года чудотворная икона Божией Матери «Козельщанская» вернулась в обитель.

Иконография образа соответствует типу «Одигитрия». Отличительной деталью иконы «Козельщанской» является изображение креста в правой руке Богомладенца. 

Молитва: "Богородице Дево Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, Заступни­це всего рода христианскаго! Чудо­творней иконе Твоей благоговейно предстояще, молим Тя, услыши нас, молящихся Тебе: приими благодаре­ния наша недостойная о всех неизре­ченных Твоих к нам благодеяниих, в месте сем и во многих весях и градех земли Российския явленных и явля­емых; Ты бо еси больных исцеление, скорбящих утешение, заблуждших ис­правление и вразумление. Буди всем нам покров и утешение, пристанище от всяких зол, бед и обстояний, от глада, труса, потопа, огня, меча, на­шествия иноплеменник, смертоносныя язвы и от злых человек озлобле­ния. О Премилосердая Мати, буди присно молитвенница любвеобильная о благостоянии святаго храма сего, о мире и тишине жительства общины сея, укрепи и поддержи священнодействующия и служащия во святем хра­ме сем. Осени вседержавным покро­вом Твоим строители и благотвори­тели святыя обители сея, воздаждь им вечными дары щедрот Твоих, за­ступи от всякия напасти и сохрани с верою и благоговением притекающия к чудотворной иконе Твоей и молящияся Тебе с любовию зде и на всяком месте. Вознеси молитвы наша, яко кадило благовонное, ко Престолу Всевышняго, дарующаго нам здравие, долгоденствие и в трудех благочести­вых поспешение, да Твоим окормлением управляеми, и покровом Твоим осеняеми, прославим Отца, Сына и Святаго Духа и Твое Матернее о нас заступление, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: Перед иконой молятся при различных телесных повреждениях, травмах, обращаются с мольбой устроить семейное счастье, об исцелении тяжелых телесных недугов.

 

Икона Божией Матери "Умиление"

Икона Божией Матери Умиление

9-3

Празднование иконе

На Руси эта разновидность изображения Богоматери получила наименование «Умиление», что является не совсем точным переводом греческого слова «Елеуса», то есть «Милостивая».

Таким эпитетом в Византии величали Саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем в русской иконографии наименование «Умиление» стали связывать с определенной иконографической схемой. В греческом варианте этот тип икон назывался «Гликофилуса» — «Сладкое лобзание». Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божией с Ее Сыном.

Традиционно в иконах «Умиление» представлены две фигуры — Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Глава Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Взаимоотношение души с Богом — мистическая тема многих писаний святых отцов, поэтому Богоматерь «Умиление» — один из наиболее мистических типов богородичных икон.

Эта иконография была широко распространена в России. К иконам «Умиление» относятся: «Владимирская», «Волоколамская», «Донская», «Феодоровская», «Жировицкая», «Гребневская», «Ахренская», «Ярославская», «Взыскание погибших», «Почаевская» и т. д. Во всех этих иконах Богоматерь представлена в поясной композиции, в редких случаях встречается оплечная композиция, как, например, в иконе «Корсунская».

 

Икона Божией Матери "Алтарница"

Икона Божией Матери Алтарница

9-4

Образ «Алтарница» (греч. «Бематарисса») является центральной час тью триптиха, расположенного в алтаре главной базилики Синайского монастыря во имя святой Екатерины. На боковых створках триптиха изображено двенадцать сцен богородичного цикла, которые читаются слева направо, сверху вниз сразу на двух створках и представляют собой основные события детства и юности Богоматери до Благовещения.

Синайский триптих — самый ранний известный пример икон «Богоматери с житием» во всем византийском искусстве. Летопись сохранила свидетельства о том, как Богородица со Своей иконы «Алтарница» разговаривала с иноками. Так, однажды экклесиарх монастыря собрался в паломничество в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам, но Божия Матерь сказала ему: «Чадо, не утруждайся: достаточно для тебя оставаться здесь на служении обители, как в тихом пристанище».

 

Икона Божией Матери "Милостивая / Киккская"

Икона Божией Матери Милостивая / Киккская

9-5

Празднование иконе 25 ноября (12 ноября по старому стилю), 8 января (26 декабря)/

Этот чудотворный образ находится в Киккском монастыре, расположенном на острове Кипр, на горе Киккос. Предполагается, что это одна из икон, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой.

По преданию, евангелист Лука послал эту икону в числе прочих в Египет для укрепления веры местных христиан. После 980 года, в связи с иконоборческими гонениями, святыня была перевезена в Константинополь. Корабль, на котором перевозили «Милостивую», захватили сарацины-пираты, но Волею Божией греки отбили ее, а сарацин пленили. В столице Византии святыня была помещена в царском дворце, но на этом ее история не заканчивается.

Однажды кипрский наместник Мануил заблудился в горах и встретил старца Исайю, у которого грубо потребовал указать дорогу. Старец проигнорировал его просьбу, и Мануил приказал слугам побить его. На следующий день наместник слег от неизвестной болезни. Вспомнив о своем поступке и связав его со своей хворью, он послал за Исайей, чтобы извиниться перед ним.

А Исайе, между тем, в ночь было видение, что все произошедшее с ним — Божий знак, чтобы через Мануила попросить императора передать икону «Милостивую» на Кипр, в специально для нее выстроенный храм. Старец и вылеченный им Мануил отправились в столицу. Как нельзя более кстати прибывший во дворец Исайя излечил от хвори дочь императора, после чего попросил о переносе иконы из дворца на Кипр. После чудесного исцеления дочери и всего услышанного от Мануила император не мог отказать. Но ему было жаль расставаться с чудесным образом, и он решил схитрить. Перед Исайей поставили два образа на выбор — подлинный и его точный список. На подлинник Исайе указала пчела, севшая на оклад чудотворного образа. Теперь эта пчела — символ Киккского монастыря, она изображается на некоторых списках иконы «Милостивая». Так Киккский монастырь обрел свою святыню.

Изображение Богоматери на иконе являет собой тип «Елеусы», лик Пресвятой Девы наклонен в левую сторону, Богомладенец поддерживает рукой край мафория Богоматери, а в соединенных вместе руках — греческий свиток.

Молитва: "О Пресвятая и Преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие! Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконьми нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Ти песнь хвалебную пред пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси е Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся святому образу Твоему. О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоноснеи Твои руце, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити от погибели вечныя. Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози, благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: Пред иконой Пресвятой Богородицы «Милостивая» молятся об избавлении от засухи, об исцелении от кровотечения, бесплодия и даровании чадородия, об укреплении в нуждах и печалях, о помощи несения иноческого креста, об исцелении от головной боли, об исцелении расслабленных и в семейных скорбях.

 

Икона Божией Матери "Избавление от бед страждущих"

Икона Божией Матери Избавление от бед страждущих

9-6

Празднование иконе в Неделю всех святых.

Определенных сведений о происхождении образа не сохранилось. В основе названия иконы лежит вера христиан в то, что Божия Матерь помогает избавиться от бед и несчастий всем, кто с молитвой обращается к Ней за помощью. Так, в Каноне молебном ко Пресвятой Богородице есть слова: «Богородице Владычице, предвари (поспеши), и от бед избави нас» (Песнь 3).

В России данное богородичное изображение известно чтимыми списками: из Никольского придела Богоявленского собора в Елохове в Москве, Казанского собора города Людиново Калужской области, из арзамасского собора во имя святителя Николая Чудотворца женского монастыря.

На перечисленных списках Богородица представлена сидящей, в царском одеянии: в венце, распахнутом гиматии с запоной (либо без нее) и в платье с поясом (редко без пояса), на голове плат. Богомладенец сидит на левой руке Матери (тип «Одигитрия»), Которая правой рукой придерживает Его ножки. Различия изводов трех чтимых икон касаются позы Младенца, жеста правой руки Богоматери. В нижегородском списке, представленном в этом издании, возможно, совмещены элементы двух иконографий: «Избавление от бед страждущих» и «Избавительница». На представленной иконе, как и на чтимом арзамасском списке, Младенец касается головкой щеки Матери, а правой ручкой — Ее шеи. Гиматий Божией Матери без застежки, на правом плече — звезда.

 

Икона Божией Матери "Корсунская"

Икона Божией Матери Корсунская

9-7

Празднование иконе 22 октября (9 октября по старому стилю).

Существуют два разных предания о принесении в Россию этой иконы. Согласно самому древнему из них, образ написан святым евангелистом Лукой и хранился в Ефесе. В 988 году список этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым князем Владимиром после его крещения и получил название «Корсунская икона». Позже икона была перенесена в Новгород, а при царе Иоанне Грозном — в Москву, в Кремлевский Успенский собор, где была помещена за престолом и где пребывает и поныне.

По другому преданию, Корсунский образ был принесен из Греции в Россию в 1162 году преподобной Евфросинией Полоцкой, основавшей в Полоцке Спасскую обитель и церковь в честь Пресвятой Богородицы. Узнав, что в Греции есть иконы, написанные евангелистом Лукой, она отправила богатые дары греческому императору и патриарху Луке Хризовергу с просьбой прислать икону. Святой образ был отправлен на Русь из Ефеса. Икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив также название Корсунской.

В 1239 году дочь полоцкого князя Брячислава Параскева, выходя замуж за будущего святого благоверного князя Александра Невского, увезла эту икону в город Торопец, где та находилась в Богородицком соборе, почиталась чудотворной и прославилась многими чудесами и особенно защитой города от польского нашествия 1611 года.

В 1917 году большевики изъяли чудотворный образ и вывезли его в Ленин град. Позднее он был помещен в Русский музей Санкт-Петербурга, а во Всех святском храме города Торопца находится список чудотворной иконы.

Существует множество списков Корсунской иконы, написанной по иконографическому типу «Умиление», в зеркальном его отображении. Кроме того, Корсунская икона очень похожа на Касперовскую. В современной иконописи эти два образа практически неразличимы.

Молитва: "О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому и чудотворному образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу, во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: Перед иконой Пресвятой Богородицы «Корсунская» молятся об исцелении душевных и телесных страданий верующих.

 

Икона Божией Матери "Одигитрия с изображенными святыми"

Икона Божией Матери Одигитрия с изображенными святыми

9-8

В центре извода — Богородица и Предвечный Младенец, написанные по иконографическому типу «Одигитрия». Отличительная особенность образа — в наличии по углам клейм, на которых изображены святой Николай Чудотворец, святая царица Елена, святая мученица Наталия, святой благоверный князь Димитрий Донской.

 

Икона Божией Матери "Серафимо - Дивеевская"

Икона Божией Матери Серафимо - Дивеевская

9-9

Празднование иконе 10 августа (28 июля по старому стилю).

Почитание этой иконы связано с именем преподобного Серафима Саровского. Согласно жизнеописанию, составленному по воспоминаниям близко знавших святого старца людей, вся его жизнь проходила под покровительством Богоматери. Дева Мария неоднократно являлась ему в видениях, исцеляла от смертельных болезней. У преподобного Серафима было несколько икон Богоматери. Среди них особое место занимала келейная икона «Умиление», которую старец именовал также «Радость всех радостей». Елеем от лампады, горевшей перед образом, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой, стоя на коленях, преподобный и отошел ко Господу.

После смерти Саровского старца игумен Нифонт передал образ в близлежащий Дивеевский женский монастырь, находившийся под покровительством святого Серафима. В Дивееве для иконы сделали серебряную золоченую ризу. Здесь в соборе Святой Троицы для святыни был устроен особый придел, посвященный ее имени — в честь иконы «Умиление». Митрополитом Серафимом (Чичаговым) прославленной иконе была составлена особая служба. К открытию мощей преподобного Серафима с чтимого образа был сделан список для Саровского монастыря. После канонизации началось изготовление точных копий иконы в иконописных мас терских Дивеевского монастыря и его подворья в Петергофе.

 

Схема расположения киотов

Праздничные Богослужения, проходящие в соборе согласно расписанию служб, можно посмотреть по данной ссылке 

https://серафим.рф/

ГЕНЕРАЛЬНАЯ УБОРКА ПЕРЕД ПАСХОЙ

27 апреля и 4 мая 2024 года. Начало уборки после богослужения.

График Соборований

на Великий пост 2024г.

26 апреля

Пятница – 18:30

Для записи обратитесь в церковную лавку

Требуются

Повар

З/п: 1400руб./смена +%. 

График работы 2/2 тел. 

(Доска обьявлений)

Экскурсии по собору

(Контакты)

22 апреля

Понедельник

Шестая седмица Великого Поста, ваий

Мч. Евпсихия

08 45 Утреня. Часы. Изобразительны. Вечерня. Заупокойная лития.

17 00 Соборование (Елеосвящение).

23 апреля

Вторник

Мчч. Терентия, Помпиия и иже с ними

08 45 Утреня. Часы. Изобразительны. Вечерня. Заупокойная лития.

17 00 Исповедь. Утреня. 1-й час.

24 апреля

Среда

Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского

08 45 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

17 00 Утреня. 1-й час.

25 апреля

Четверг

Прп. Василия исп., еп. Парийского

08 45 Исповедь. 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня.

17 00 Исповедь. Утреня. 1-й час.

26 апреля

Пятница

Прпмч. Марфы (Тестовой), инокини

08 45 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

17 00 Исповедь. Славословная утреня. 1-й час.

18 30 Соборование (Елеосвящение).

27 апреля

Суббота

Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря

07:30 Исповедь с чтением правила ко св.Причастию

08 45 Часы. Божественная Литургия.

16 00 Молебен блж. Матроне Московской

17 00 Исповедь. Всенощное бдение. Освящение верб.

28 апреля

Воскресение

Неделя 6-я Великого Поста.

Ваий, цветоносная, Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим.

05 45 Часы. Ранняя Божественная Литургия.

08 00 Параклис Пресвятой Богородице. Часы. Исповедь.

09 00 Поздняя Божественная Литургия.

16 00 Вечерня. Утреня. 1-й час.




 

^ Наверх