Киот B11
Икона Божией Матери "Молящая"
11-1
Сведений об истории явления образа и его иконографии не найдено.
Икона Божией Матери "Вознесение"
11-2
Иконография этого богородичного образа не имеет типологических аналогов и представляет собой самостоятельную композицию на основе текстов Нового Завета (Мк 16:19; Лк 24:50—52; Деян 1:4—12) о вознесении Христа на небо перед учениками с горы Елеонской на сороковой день по Воскресении. Прослеживается также влияние текстов пророчества Исаии, песен канонов на Вознесение («червлены ризы» Христа) и шестого члена Символа веры («возшедшаго на Небеса»). Однако изображение на иконе не является прямой иллюстрацией отрывков из Священного Писания.
В композицию иконы введены фигуры Богоматери как олицетворения христианской Церкви и апостола Павла, о которых в указанных текстах не упоминается. Христос в славе, в образе Вседержителя, изображается как Спас Второго Пришествия, о Котором пророчествовали апостолам два ангела.
Икона Божией Матери "Коневская"
11-3
Празднование иконе 23 июля (10 июля по старому стилю).
Этой иконой преподобный Иоанн, игумен одной из афонских обителей, в 1393 году благословил святого Арсения, основателя Коневской обители близ его родного Новгорода. Напутствуя своего любимого ученика, он предсказал ему игуменство.
Преподобный Арсений постоянно чувствовал благодатную помощь, исходившую от святой иконы, о чем свидетельствует следующее событие. Язычники, населявшие остров Коневец, поклонялись огромному каменному идолу «конь-кам ню». Взяв чудотворный образ Богородицы и сотворив молитву, преподобный Арсений совершил крестный ход вокруг камня, изгнав целое скопище бесов, в виде воронов улетевших на Выборгский берег. С тех пор «конь-ка мень» стал символом победы христианства над язычеством в этих местах, а икона получила название Коневской.
В 1802 году над могилой преподобного Арсения был построен Введенский храм, где и был помещен чудотворный образ. Позже над этим храмом построили новый — в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В алтаре новопостроенной церкви поместили список Коневской иконы.
Во время Первой мировой войны территория, на которой находилась Коневская обитель, отошла к Финляндии, в 1918 году Финская Православная Церковь стала автономной. Монастырь был эвакуирован в местечко Кейтель. Поклониться Коневской святыне приходили сотни православных финнов. В 1956 году несколько оставшихся в живых монахов Коневской обители, взяв с собой чтимый образ, переехали в Нововалаамский монастырь (Хеинавеси). После расформирования в 1963 году Коневского монастыря икона была отправле на в Хельсинки, а в 1969 го ду — в Москву на реставрацию. Через год святыня вернулась в Новый Валаам, где находится и ныне.
Чудотворный образ «Коневский» (иконографический тип «Одигитрия» изображает Богородицу с Предвечным Младенцем, держащим двух (иногда одного) голубиных птенцов.
Молитва: "О Всемилостивая Госпоже Дево Богородице! Вонми смиренному молению моему и сокрушенно ныне предстоящаго образу Твоему услыши глас. Вем бо, о Содетеля моего Мати, яко Ты еси предстательство христиан непостыдное и ходатайство ко Творцу непреложное. Вем и сие, яко беззакония моя превзыдоша главу мою и, яко бремя тяжкое, отяготеша на мне, и уже несмь достоин видети высоту Небесную, ниже воззрети ко Престолу славы Сына Твоего и Бога нашего, но достоин мук и вечнаго осуждения. Сего ради к Тебе (со предстоящими купно) припадаю, Тя прошу умиленно, к Тебе со слезами взываю: сотвори к Нему матернее Твое моление, да не отвержет нас, грешных, от лица Своего, но, яко Милостив, да простит нам согрешения наша вольная и невольная, на путь спасения наставляя нас и свыше силою укрепляя к творению заповедей Своих святых. Да сохранит нас от соблазнов мира, от вожделений греховных, от козней диавольских и от нападения видимых врагов. Да благословит дела рук наших, подавая обители сей и всякому граду и стране обилие благ земных. Да сотворит всем нам дни благи и безмятежны, да оградит миром Церковь Свою святую и разстоящая да соединит той, яко Благ Господь, Долготерпелив и Многомилостив, от всея твари со Отцем и Святым Духом славимый во веки веков. Аминь."
Молитвенная традиция: Пред иконой молятся об исцелении от беснования, болезней глаз и слепоты, от паралича и расслабления.
Икона Божией Матери "Сретение Господне"
11-4
Празднование иконе 15 февраля (2 Февраля).
Относится к типу икон богородичных праздников. Праздник Сретения Господня установлен императором Юстинианом в середине VI века.
Когда Иисусу исполнилось сорок дней, Богоматерь вместе с Иосифом принесла Его в Иерусалимский храм для посвящения Младенца Богу как первенца. В храме архиерей поставил Ее не на месте жен, а на месте девиц, как Деву, чем вызвал злобу у фарисеев. В это время в храм вошел древний старец Симеон, который некогда не поверил, что Мессия может родиться от Девы, и ему было возвещено, что он и Мессию и Деву, Матерь Его, узрит своими глазами. Увидев Младенца Иисуса и узнав в Нем Бога Искупителя, Симеон взял Его на руки и воспел: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» — песнь, которую Церковь поет до настоящего времени. Узнала в Младенце Спасителя и прислуживавшая в храме Анна, названная впоследствии Пророчицей. Увидев Христа, она стала предсказывать, что Он принесет искупление народу. Фарисеи донесли царю Ироду, что Тот Отрок, Которого он хотел найти через волхвов, был в храме, но Святое Семейство успело уйти из города через Назарет в Египет.
Древнерусские иконы Сретения Господня имеют различную иконографическую композицию. Представленный здесь вариант — список древнего оригинала, написанного в 1405 году Андреем Рублевым. В настоящее время первоначальный образ находится в Благовещенском соборе Московского Кремля.
Икона Божией Матери "Каплуновская"
11-5
Празднование иконе 21 июля (8 июля по старому стилю) и 24 (11) сентября.
Один из почитаемых списков Казанской иконы Божией Материи.
Об истории обретения образа сохранились следующие сведения. В 1689 году священнику села Каплуновка Харьковской епархии Иоанну Уманову приснился седой старец, поведавший о скором приезде из Москвы трех иконописцев с иконами. У старейшего из них старец повелел приобрести из связки икон восьмую по счету, Казанскую икону Пресвятой Богородицы, от которой будут получены «благодать и милость». Вскоре произошло так, как было явлено во сне. Приобретенную икону священник поставил у себя дома, но через некоторое время явившаяся ему во сне Богородица велела перенести образ в церковь. От установленной в храме иконы стали происходить чудеса, а образ Богоматери начали называть Каплуновским.
Ныне чудотворный образ Каплуновской Казанской иконы Пресвятой Богородицы находится в Свято-Макарьевском кафедральном соборе города Полтавы.
Икона Божией Матери "Одигитрия со святыми на полях"
11-6
Изображение относится к довольно распространенному на Руси иконографическому типу «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Указующая путь», «Путеводительница». В названии заложена концепция богородичных икон в целом, ибо Матерь Божия ведет нас ко Христу. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы — в чудный Божий свет, от греха — к спасению, от смерти — в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница — Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, теперь Она — мост для нас на пути к Нему.
Иконографическая схема Одигитрии строится следующим образом: фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым направляя внимание предстоящих и молящихся. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас (нередко жест благословения направлен непосредственно на молящегося). Есть немало икон этого типа, в которых, как на этом изображении, благословляющий жест Сына Божиего отсуствует: Младенец касается рукой Своего лика или лика Матери, держит свернутый или развернутый свиток, скипетр или книгу.
Икона Божией Матери "Перивлепта"
11-7
Этот чтимый образ Богоматери находился в константинопольском монастыре Перивлептос (с греч. «Прекрасные виды»), расположенном на пути к Золотым воротам неподалеку от Студийского монастыря. Обитель владела многими известными христианскими реликвиями, и в XIV веке ее посещали многочисленные русские паломники. Один из них, дьяк Александр, бывавший здесь около 1395 года, сделал запись о том, что в монастыре Перивлептос, помимо мощей многих святых, «есть икона Святей Богородици, что поколол жидовин в шахматной игре, и изошла кров, и ныне знати кров». Раненная иудеем икона находилась также в Софийском соборе Константинополя, она была чтимой святыней столицы.
Первообраз константинопольского монастыря Перивлептос утрачен. В конце XIII — XIV веках в обители, вероятно, были сделаны списки местночтимого образа, на которых кровоточащая рана уже не изображалась, но по которым можно судить об иконографии оригинала.
Образ относится к иконографическому типу «Одигитрия». Богоматерь изображена почти фронтально, с чуть склоненной к Младенцу Христу головой. На левой руке Она держит Младенца, правая рука обращена к Сыну. Христос представлен сидящим вполоборота к Богоматери. Его правая рука благословляет, в левой — свернутый свиток.