Киот B11

 

Киот B11 Икона Божией Матери "Молящая" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Вознесение" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Каплуновская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Коневская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Сретение Господне" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Одигитрия со святыми на полях" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Перивлепта" - перейти к описанию

 

Икона Божией Матери "Молящая"

Икона Божией Матери Молящая

11-1

Сведений об истории явления образа и его иконографии не найдено.

 

Икона Божией Матери "Вознесение"

Икона Божией Матери Вознесение

11-2

Иконография этого богородичного образа не имеет типологических аналогов и представляет собой самостоятельную композицию на основе текстов Нового Завета (Мк 16:19; Лк 24:50—52; Деян 1:4—12) о вознесении Христа на небо перед учениками с горы Елеонской на сороковой день по Воскресении. Прослеживается также влияние текстов пророчества Исаии, песен канонов на Вознесение («червлены ризы» Христа) и шестого члена Символа веры («возшедшаго на Небеса»). Однако изображение на иконе не является прямой иллюстрацией отрывков из Священного Писания.

В композицию иконы введены фигуры Богоматери как олицетворения христианской Церкви и апостола Павла, о которых в указанных текстах не упоминается. Христос в славе, в образе Вседержителя, изображается как Спас Второго Пришествия, о Котором пророчествовали апостолам два ангела.

 

Икона Божией Матери "Коневская"

Икона Божией Матери Коневская

11-3

Празднование иконе 23 июля (10 июля по старому стилю).

Этой иконой преподобный Иоанн, игумен одной из афонских обителей, в 1393 году благословил святого Арсения, основателя Коневской обители близ его родного Новгорода. Напутствуя своего любимого ученика, он предсказал ему игуменство.

Преподобный Арсений постоянно чувствовал благодатную помощь, исходившую от святой иконы, о чем свидетельствует следующее событие. Язычники, населявшие остров Коневец, поклонялись огромному каменному идолу «конь-кам ню». Взяв чудотворный образ Богородицы и сотворив молитву, преподобный Арсений совершил крестный ход вокруг камня, изгнав целое скопище бесов, в виде воронов улетевших на Выборгский берег. С тех пор «конь-ка мень» стал символом победы христианства над язычеством в этих местах, а икона получила название Коневской.

В 1802 году над могилой преподобного Арсения был построен Введенский храм, где и был помещен чудотворный образ. Позже над этим храмом построили новый — в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В алтаре новопостроенной церкви поместили список Коневской иконы.

Во время Первой мировой войны территория, на которой находилась Коневская обитель, отошла к Финляндии, в 1918 году Финская Православная Церковь стала автономной. Монастырь был эвакуирован в местечко Кейтель. Поклониться Коневской святыне приходили сотни православных финнов. В 1956 году несколько оставшихся в живых монахов Коневской обители, взяв с собой чтимый образ, переехали в Нововалаамский монастырь (Хеинавеси). После расформирования в 1963 году Коневского монастыря икона была отправле на в Хельсинки, а в 1969 го ду — в Москву на реставрацию. Через год святыня вернулась в Новый Валаам, где находится и ныне.

Чудотворный образ «Коневский» (иконографический тип «Одигитрия» изображает Богородицу с Предвечным Младенцем, держащим двух (иногда одного) голубиных птенцов.

Молитва: "О Всемилостивая Госпоже Дево Богородице! Вонми смиренному молению моему и сокрушенно ныне предстоящаго образу Твоему услыши глас. Вем бо, о Содетеля моего Мати, яко Ты еси предстательство христиан непостыдное и ходатайство ко Творцу непреложное. Вем и сие, яко беззакония моя превзыдоша главу мою и, яко бремя тяжкое, отяготеша на мне, и уже несмь достоин видети высоту Небесную, ниже воззрети ко Престолу славы Сына Твоего и Бога нашего, но достоин мук и вечнаго осуждения. Сего ради к Тебе (со предстоящими купно) припадаю, Тя прошу умиленно, к Тебе со слезами взываю: сотвори к Нему матернее Твое моление, да не отвержет нас, грешных, от лица Своего, но, яко Милостив, да простит нам согрешения наша вольная и невольная, на путь спасения наставляя нас и свыше силою укрепляя к творению заповедей Своих святых. Да сохранит нас от соблазнов мира, от вожделений греховных, от козней диавольских и от нападения видимых врагов. Да благословит дела рук наших, подавая обители сей и всякому граду и стране обилие благ земных. Да сотворит всем нам дни благи и безмятежны, да оградит миром Церковь Свою святую и разстоящая да соединит той, яко Благ Господь, Долготерпелив и Многомилостив, от всея твари со Отцем и Святым Духом славимый во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: Пред иконой молятся об исцелении от беснования, болезней глаз и слепоты, от паралича и расслабления.

 

Икона Божией Матери "Сретение Господне"

Икона Божией Матери Сретение Господне

11-4

Празднование иконе 15 февраля (2 Февраля).

Относится к типу икон богородичных праздников. Праздник Сретения Господня установлен императором Юстинианом в середине VI века.

Когда Иисусу исполнилось сорок дней, Богоматерь вместе с Иосифом принесла Его в Иерусалимский храм для посвящения Младенца Богу как первенца. В храме архиерей поставил Ее не на месте жен, а на месте девиц, как Деву, чем вызвал злобу у фарисеев. В это время в храм вошел древний старец Симеон, который некогда не поверил, что Мессия может родиться от Девы, и ему было возвещено, что он и Мессию и Деву, Матерь Его, узрит своими глазами. Увидев Младенца Иисуса и узнав в Нем Бога Искупителя, Симеон взял Его на руки и воспел: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» — песнь, которую Церковь поет до настоящего времени. Узнала в Младенце Спасителя и прислуживавшая в храме Анна, названная впоследствии Пророчицей. Увидев Христа, она стала предсказывать, что Он принесет искупление народу. Фарисеи донесли царю Ироду, что Тот Отрок, Которого он хотел найти через волхвов, был в храме, но Святое Семейство успело уйти из города через Назарет в Египет.

Древнерусские иконы Сретения Господня имеют различную иконографическую композицию. Представленный здесь вариант — список древнего оригинала, написанного в 1405 году Андреем Рублевым. В настоящее время первоначальный образ находится в Благовещенском соборе Московского Кремля.

 

Икона Божией Матери "Каплуновская"

Икона Божией Матери Каплуновская

11-5

Празднование иконе 21 июля (8 июля по старому стилю) и 24 (11) сентября.

Один из почитаемых списков Казанской иконы Божией Материи.

Об истории обретения образа сохранились следующие сведения. В 1689 году священнику села Каплуновка Харьковской епархии Иоанну Уманову приснился седой старец, поведавший о скором приезде из Москвы трех иконописцев с иконами. У старейшего из них старец повелел приобрести из связки икон восьмую по счету, Казанскую икону Пресвятой Богородицы, от которой будут получены «благодать и милость». Вскоре произошло так, как было явлено во сне. Приобретенную икону священник поставил у себя дома, но через некоторое время явившаяся ему во сне Богородица велела перенести образ в церковь. От установленной в храме иконы стали происходить чудеса, а образ Богоматери начали называть Каплуновским.

Ныне чудотворный образ Каплуновской Казанской иконы Пресвятой Богородицы находится в Свято-Макарьевском кафедральном соборе города Полтавы.

 

Икона Божией Матери "Одигитрия со святыми на полях"

Икона Божией Матери Одигитрия со святыми на полях

11-6

Изображение относится к довольно распространенному на Руси иконографическому типу «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Указующая путь», «Путеводительница». В названии заложена концепция богородичных икон в целом, ибо Матерь Божия ведет нас ко Христу. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы — в чудный Божий свет, от греха — к спасению, от смерти — в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница — Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, теперь Она — мост для нас на пути к Нему.

Иконографическая схема Одигитрии строится следующим образом: фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым направляя внимание предстоящих и молящихся. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас (нередко жест благословения направлен непосредственно на молящегося). Есть немало икон этого типа, в которых, как на этом изображении, благословляющий жест Сына Божиего отсуствует: Младенец касается рукой Своего лика или лика Матери, держит свернутый или развернутый свиток, скипетр или книгу.

 

Икона Божией Матери "Перивлепта"

Икона Божией Матери Перивлепта

11-7

Этот чтимый образ Богоматери находился в константинопольском монастыре Перивлептос (с греч. «Прекрасные виды»), расположенном на пути к Золотым воротам неподалеку от Студийского монастыря. Обитель владела многими известными христианскими реликвиями, и в XIV веке ее посещали многочисленные русские паломники. Один из них, дьяк Александр, бывавший здесь около 1395 года, сделал запись о том, что в монастыре Перивлептос, помимо мощей многих святых, «есть икона Святей Богородици, что поколол жидовин в шахматной игре, и изошла кров, и ныне знати кров». Раненная иудеем икона находилась также в Софийском соборе Константинополя, она была чтимой святыней столицы.

Первообраз константинопольского монастыря Перивлептос утрачен. В конце XIII — XIV веках в обители, вероятно, были сделаны списки местночтимого образа, на которых кровоточащая рана уже не изображалась, но по которым можно судить об иконографии оригинала.

Образ относится к иконографическому типу «Одигитрия». Богоматерь изображена почти фронтально, с чуть склоненной к Младенцу Христу головой. На левой руке Она держит Младенца, правая рука обращена к Сыну. Христос представлен сидящим вполоборота к Богоматери. Его правая рука благословляет, в левой — свернутый свиток.

 

Схема расположения киотов

Праздничные Богослужения, проходящие в соборе согласно расписанию служб, можно посмотреть по данной ссылке 

https://серафим.рф/

Требуются

Охранники

Экскурсии по собору

(Контакты)

16 сентября

Понедельник

Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского.

Прп. Феоктиста, спостника Евфимия Великого

08 45 Часы. Божественная Литургия. Заупокойная лития.

16 00 Молебен блгв. вел. кн. Александру Невскому.

17 00 Исповедь. Всенощное бдение.

17 сентября

Вторник

Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».
Сщмч. Николая Хвощева, пресвитера.

08 45 Часы. Божественная Литургия. Заупокойная лития.

16 00 Молебен блгвв. кн. Петру и Февронии Муромским.
17 00 Исповедь. Вечерня. Утреня. 1-й час.

18 сентября

Среда

Прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи.

08 45 Часы. Божественная Литургия. Заупокойная лития.

16 00 Молебен свт. Николаю Чудотворцу.

17 00 Исповедь. Вечерня. Утреня. 1-й час.

19 сентября

Четверг

Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах).

08 45 Часы. Божественная Литургия. Заупокойная лития.

16:00 Молебен сщмч. Киприану и мц. Иустине.

17 00 Исповедь. Всенощное бдение.

20 сентября

Пятница

Предпразднство Рождества Богородицы.

Сщмч. Евгения, митр. Горьковского.

08 45 Часы. Божественная Литургия. Заупокойная лития.

16:00 Молебен свт. Луке Крымскому.

17 00 Исповедь. Всенощное бдение.

21 сентября

Суббота

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

05 45 Часы. Ранняя Божественная Литургия.

08 45 Часы. Божественная Литургия.

16 00 Молебен блж. Матроне Московской.

17 00 Исповедь. Всенощное бдение.

22 сентября

Воскресение

Неделя 13-я по Пятидесятнице.

Праведных Богоотец Иоакима и Анны.

05 45 Часы. Ранняя Божественная Литургия.

08 00 Параклис Пресвятой Богородице. Часы. Исповедь.

09 00 Поздняя Божественная Литургия.Водосвятный молебен.

16 00 Исповедь. Вечерня. Утреня. 1-й час.




 

^ Наверх