Киот B10

 

Киот В10 Икона Божией Матери "Благодатное небо" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Рождество Христово" - перейти к описанию
Икона Божией Матери "Любятовская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Оплечная" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Ильино - Черниговская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Страстная" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Барская" - перейти к описанию

 

Икона Божией Матери "Благодатное небо"

Икона Божией Матери Благодатное небо

10-1

Празднование иконе 6 марта /19 марта.

Существует две версии обретения первоначальной богородичной иконы «Благодатное Небо». По одной из них, святыня была привезена в Москву в ХIV веке Софьей Витовтовной, супругой московского князя Василия Дмитриевича, из Смоленска, куда образ был прислан ранее вместе с другими древними иконами Константинополя. По другим сведениям, икона была привезена Софией Фоминичной (Палеолог), супругой царя Иоанна III, из Литвы.

Первая широко известная на Руси чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо», список древней иконы, была написана для московского Архангельского собора в 1678—1680 годах. Этот образ находится в иконостасе московского Архангельского собора Кремля и в настоящее время.

Начало широкого почитания иконы Божией Матери «Благодатное Небо» связывают с именем митрополита Филарета (Дроздова), который в 1853 году, в период обновления иконостаса Архангельского собора, распорядился собрать исторические сведения о чудотворном образе, после чего ежедневно перед ним стали совершать молебны.

Старообрядческие варианты этой иконы часто называют «Что Тя наречем, Обрадованная». Именно так начинался текст молитвы Богородице до реформ патриарха Никона.

Икона Божией Матери «Благодатное Небо» относится к группе «акафистных» икон, основным смыслом которых является прославление Богородицы как Царицы Небесной. Иконографическим прототипом образа является образ «Жена, облеченная в солнце», где изображена Богоматерь с Младенцем, стоящая на полумесяце. На голове Ее корона, фигуры окружены золотыми лучами, образующими сияние-мандорлу. 

Молитва: "Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотроковице, Пренепорочная Марие? Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без Матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося. О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоносном семени жены и исполнися и совершися в Безмужней Деве. О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невесто Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходяшаго на небе солнца? Но Ты — самое Небо, из Тебе бо возсия Солнце Правды — Христос Бог наш, Спаситель грешных. Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий и отгоняющий смердение греха и зловоние прародительскаго тления. Наречем ли тя юною Непорочною Девою, не познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачною и девственною до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси. Наименуем ли Тя Чистою и Святою Мариею, превозшедшею Своею чистотою всех матерей и праматерей? Но Ты не токмо родила Того Младенца Христа, но и носила Его при Своих персех и питала Твоим матеродевственным млеком, Того, Иже питает всякое создание, Емуже со страхом и трепетом предстоят Небесные силы и Его же хвалит всякое дыхание и тварь. О, воистину Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоим Божественным ликом припадаем и пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да имиже весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция:  Перед иконой Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо» молятся о наставлении на путь, ведущий ко спасению и наследию Царствия Небесного, а также об исцелении различных душевных и телесных недугов, о благополучном путешествии на воздушном транспорте, от ересей и расколов, о наставлении в Православной вере.

 

Икона Божией Матери "Рождество Христово"

Икона Божией Матери Рождество Христово

10-2

Празднование иконе 7 января (25 декабря).

Иконография Рождества Христова так же значительна и многопланова, как и сам праздник. Она очень «сюжетна»: на иконе изображаются многие события, о которых упоминается в Евангелиях от Матфея и от Луки и Священном Предании. Суть праздника — утверждение истинности воплощения Бога Слова, пришедшего на землю во плоти ради спасения человечества от рабства греха, — выражена и в иконографии. Икону можно «читать» как книгу: на ней мы видим основные события, сопровождавшие пришествие в мир Сына Божия Иисуса Христа. Изображение построено по так называемой «ковровой» композиции: события, произошедшие в разных местах в разное время, мы видим одновременно, как бы в одном плане. Акценты же расставляются с помощью цвета и расположения частей изображения.

 

Икона Божией Матери "Любятовская"

Икона Божией Матери Любятовская

10-3

Одна из древнейших и почитаемых икон города Пскова из церкви Николая Чудотворца Любятовского погоста. По преданию, летом 1570 года икона Богородицы «Любятовская» спасла Псков от жестокостей Иоанна Грозного, который после молитвы перед ней отменил намеченные в городе массовые казни.

Существует несколько чтимых списков чудотворной Любятовской иконы Богоматери. Самый древний, XV века, хранится в собрании Третьяковской галереи.

Образ написан по иконографическому типу «Умиление».

 

Икона Божией Матери "Оплечная"

Икона Божией Матери Оплечная

10-4

Панагия (с греч. «Всесвятая») — первоначально эпитет Богоматери, а затем также и название, относимое ко многим Ее иконографическим образам, посвященным Ей храмам и монастырям.

Образ представляет собой оплечный вариант иконографического типа изображения Пресвятой Девы «Оранта».

 

Икона Божией Матери "Ильино - Черниговская"

Икона Божией Матери Ильино - Черниговская

10-5

Празднование иконе 29 апреля (16 апреля по старому стилю)

В Троицком Ильинском монастыре, близ Чернигова, на Болдиной горе, есть чудотворный образ Божией Матери, именуемый Ильинским-Черниговским. Он написан в 1658 году монахом Геннадием, в миру именуемым Григорием Константиновичем Дубенским.

История создания иконы и чудеса от нее описаны свидетелем событий святителем Димитрием, митрополитом Ростовским, в сочинениях «Чуда Пресвятой и Преблагословенной Девы Марии» (Новгород-Северский, 1677) и «Руно Орошенное» (Чернигов, 1683). Архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) и игумен Ильинского монастыря Зосима были очевидцами мироточения святого образа в продолжение восьми дней, с 16 до 24 апреля. Свидетелями чуда были и почти все жители Чернигова. Вскоре после этого, в том же 1662 году, татары напали на Чернигов и разорили все окрестные селения. Узнав ночью о близкой опасности, монахи Ильинского монастыря поспешили в церковь и, усердно помолившись Небесной Заступнице, скрылись в Антониевой пещере. В полночь в монастырь ворвались татары, ограбили церковь, взяли церковную утварь, но чудотворная икона со всеми драгоценными украшениями осталась неприкосновенной: невидимая сила не позволила варварам коснуться святыни; та же невидимая сила не допустила их войти и в пещеру, где скрывались иноки, хотя татары много раз покушались на это, подбегая с зажженными лучинами и обнаженными мечами. Внезапно испуганные непостижимым видением, они обратились в бегство.

В настоящее время подлинная Ильинско-Черниговская икона находится вместе с Елецкой-Черниговской в возрожденном в 1992 году Черниговском Успенском Елецком монастыре.

Образ написан по иконографическому типу «Одигитрия». 

Молитва: "О, Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, небесная Царице, спаси и помилуй мя, грешнаго раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапныя смерти. Помилуй мя в дневных часех, и утренних, и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в нощных часех спяща снабди, покрый и заступи. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих, видимых и невидимых, и от всякаго злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, необоримая стена и крепкое заступление. О, Пресвятая Госпоже Владычице Дево Богородице, приими недостойную молитву мою и сохрани мя от напрасныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние. Пресвятая Богородице, спаси нас. Ты мне хранительница жизни всей явися, Пречистая! Ты мене избави от бесов в час смерти! Ты и по смерти упокой! Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас. Аминь."

Молитвенная традиция: Перед иконой молятся об исцелении от паралича и расслабления, оспы, болезни ног, глаз и слепоты, беснования, от нападения темных сил, об избавлении от внезапной смерти.

 

Икона Божией Матери "Страстная"

Икона Божией Матери Страстная

10-6

Празднование иконе 26 августа (13 августа по старому стилю).

Свое название икона получила по изображению на ней двух ангелов с орудиями страстей Господних — крестом, губкой, копьем.

О происхождении образа говорится в предании о некоей крестьянке Екатерине из села Палицы Нижегородской губернии, благодаря молитвенной помощи Пречистой исцелившейся от приступов беснования. Девушка не раз покушалась на свою жизнь, но всякий раз Господь хранил ее через добрых людей. Так продолжалось семь лет. Как-то после очередного приступа Екатерина пришла в чувство и, обратившись с молитвой к Божией Матери, со слезами умоляла избавить ее от страданий, давая при этом обет по выздоровлении удалиться в монастырь. Вскоре она получила исцеление, но о данном обещании забыла.

Однажды Екатерина во время молитвы, вдруг вспомнив о своем обете, почувствовала такой страх, что от душевного изнеможения слегла в постель. В ту же ночь ей явилась Пресвятая Богородица, строго напомнив об обещании служить Сыну Ее, а также с наказом передать мирянам, чтобы те «воздерживались от злобы, зависти, пьянства и всякой нечистоты, пребывали бы в целомудрии и нелицемерной любви друг к другу, почитая воскресные и праздничные дни». Явления Приснодевы Марии повторялись дважды, но Екатерина из страха, что ей не поверят, не исполнила повеления, за что была сурово наказана: голова ее обратилась в сторону, рот искривился, ее частично парализовало. Но Пресвятая Богородица опять помиловала бедную женщину и, обратившись к ней снова во сне, повелела идти в Нижний Новгород к иконописцу Григорию и помолиться перед написанным им богородичным образом, после чего исцеление получит и сама Екатерина, и многие другие больные. Все так и произошло, и с этого времени от иконы Пресвятой Богородицы, названной «Страстной», стали совершаться многочисленные чудеса и исцеления.

В 1641 году по желанию царя Михаила Федоровича чудотворную икону перенесли из Нижнего Новгорода в Москву, где она была торжественно встречена у Тверских ворот. Позже на этом месте (нынешняя площадь Пушкина) был выстроен монастырь, названный в честь святыни Страстным.

В 1925 году монастырь закрыли, а в 1937 — полностью разрушили. В 1950 году на место бывшей монастырской колокольни с другой стороны Тверской улицы перенесли памятник Пушкину. В настоящее время общественность Москвы высказывается за восстановление монастырского комплекса на Пушкинской площади. Чудотворная Страстная икона во время разрушения монастыря уцелела и сейчас находится в Воскресенском храме в Сокольниках.

Молитва: "О Пресвятая Госпоже Владычице Богоро­дице, высши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих Заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных ис­целение, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. Спаси, Госпоже, и помилуй раб Твоих, и преосвященные ми­трополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, и благоверный правительствующий синклит, и военачальники, и градоначальники, и хри­столюбивое воинство и доброхоты, и вся православные христианы ризою Твоею чест­ною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на не­видимыя и видимыя враги наша. О Всемило­стивая Госпоже Владычице Богородице, воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплемен­ных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетвор­ных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие ра­бом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению; и сподоби ны грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко держава Его благословенна и препрославленна, со Безначальным Его Отцем, и с Пре­святым и Благим и Животворящим Его Ду­хом, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: Перед инконой молятся об исцелении от холеры, при слепоте и болезни глаз, при расслаблении, параличе, от пожара.

 

Икона Божией Матери "Барская"

Икона Божией Матери Барская

10-7

Празднование иконе 1 октября/14 октября.

Речь идет о древнем образе из Барского монастыря Подольской епархии (современная Винницкая область, Украина). В начале XVI века город Бар и его окрестности попали под польское владение, но в 1793 году вся Подолия была возвращена России. С тех пор икона чтится не только православными, но и католиками.

В далекие времена, до нашествия татар на Россию, город Бар назывался Ровом, по имени реки, на берегу которой он находится в Подолии Могилевского уезда. Многие бедствия потерпел Ров и от нашествия диких татар, и от нападений поляков. В начале XVI века поляки снова завладели им и назвали его Баром, но в 1793 году Бар со всей Подолией был возвращен России, а в 1837 году и Барский монастырь с его древней святыней, чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, передан в ведение православного духовенства.

Барская чудотворная икона Божией Матери привлекает к себе многочисленных богомольцев — и православных, и иноверных. Святыня находится в запрестольной нише, на ней серебряный оклад со следами позолоты и черни.

В советское время Барский монастырь был разорен, спасенную чудотворную икону многие годы тайно хранили благочестивые люди. Сейчас оригинал находится в Свято-Успенском храме города Бара.

Образ написан по распространенному иконографическому типу «Одигитрия». 

Молитва: "Приидите, людие российстии, преславно и православно ублажим Преблагословенную и Пречистую Марию Деву, в Баре граде благодать Свою издревле выну явившую, православныя люди Подольския земли от агарян и сарацын свободившую, православную веру в пленении латинстем сохранившую. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Владычице! Кому принесем слезы и воздыхания, аще не к Тебе, Пресвятая Богородице! Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Небесная Царице, Дево Пречистая, лествице к небеси, святое вместилище Слова Божия, прибежище верным и избавление, достоянию Твоему помощь и защищение, скорбящим подательнице вечнаго радования, иноков богомудрых возведение к горнему Царствию. Ты бо, яко имущая державу непобедимую, злую дерзость латинскую отметила еси, иезуитское и униатское неправоверие в веру православную обратила еси, верою имя Твое всехвальное призвавших отцев наших спасла еси и покрыла их святым омофором. Не отврати и ныне рабы Твоя тщи. Тя бо едину надежду имамы; избави люди Твоя присно и град и обитель, юже избрала еси Себе местом проявления благодати Твоея, и Подольскую землю и вся православныя христианы от искушений, от пагубных, душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя, и от всякаго лютаго обстояния, и наветов врагов Церкви Твоея православныя, и до ныне тайно и неустанно сеющих скверныя плевелы на доброй, от века православной ниве Подольской; аще бо не Ты предстояла молящи, кто бы избавил веру отцев наших от толиких бед, кто бы и нас сохранил до ныне свободны? Мы же преблагому Твоему заступлению о нас радующеся, благодарственно да восписуем Ти и да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная."

Молитвенная традиция: Перед иконой Пресвятой Богородицы «Барская» молятся при бедах, невзгодах, гонениях на христианство, а также о возвращении пленных.

 

Схема расположения киотов

 

Праздничные Богослужения, проходящие в соборе согласно расписанию служб, можно посмотреть по данным ссылкам в онлайн-режиме:

https://xn--80ajkqrey.xn--p1ai/nizhniy-novgorod/kafedralnyj-sobor#translation

https://xn--80ajkqrey.xn--p1ai/broadcast/broadcast

 

26 ОКТЯБРЯ, ПОНЕДЕЛЬНИК

Седмица 21-я по Пятидесятнице

Иверской иконы Божией Матери

09-00 Часы. Божественная литургия. 

15.00 - 19.00 Исповедь.

17-00 Вечерня, утреня.

27 ОКТЯБРЯ, ВТОРНИК

Мчч. Назария, Гервасия, Протасия, Келсия

08-30 Молебен блгв. кн. Петру и кн. Февронии.

09-00 Часы. Божественная литургия.

15.00 - 19.00 Исповедь.

17-00 Вечерня, полиелейная утреня.

28 ОКТЯБРЯ, СРЕДА

Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского

08-30 Молебен сщмч. Киприану и мц. Иустинии.

09-00 Часы. Божественная литургия.

15.00 - 19.00 Исповедь.

17-00 Вечерня, утреня.

29 ОКТЯБРЯ, ЧЕТВЕРГ

Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни

08-30 Молебен св. блгв. кн. Александру Невскому.

09-00 Часы. Божественная литургия.

15.00 - 19.00 Исповедь.

17-00 Всенощное бдение

30 ОКТЯБРЯ, ПЯТНИЦА 

Сщмч. Александра, еп. Лысковского

08-30 Молебен свт. Луке Крымскому.

09-00 Часы. Божественная литургия. 

15.00 - 19.00 Исповедь.

17-00 Вечерня, полиелейная утреня.

31 ОКТЯБРЯ, СУББОТА

Апостола и евангелиста Луки

08-30 Панихида.

09-00 Часы. Божественная литургия. 

16-00 Молебен св. блж. Матроне Московской.

17-00 Исповедь. Всенощное бдение.

1 НОЯБРЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ

Неделя 21-я по Пятидесятнице Глас 4-й. Пророка Иоиля

 

06-00 Ранняя литургия.

07.45 - 09.00 Исповедь.

08-00 Параклис Пресвятой Богородице.

09-00 Божественная литургия. Водосвятный молебен.

17-00 Исповедь. Вечерня, полиелейная утреня.

^ Наверх