Киот А10
Икона Божией Матери "Взыскание погибших"
10-1
Празднование иконе 5/18 февраля.
Одно из значений славянского глагола «взскати» — заботиться, проявлять попечение о ком-либо. «Взыскание погибших» — это забота Бога о людях, которые находятся на пороге духовной и телесной гибели.
Первые упоминания об иконе Божией Матери с таким наименованием восходят к VI веку, ко времени правления императора Юстиниана. По преданию, образ «Взыскание погибших» прославился в малоазийском городе Адане, избавив от вечной гибели раскаявшегося инока Фео фила, впоследствии прославленного Церковью в лике преподобных. В России наиболее ранней иконой «Взыскание погибших» считается образ из Орловской губернии, написанный, по преданию, в 1707 году и прославившийся в середине XVIII века. Однажды в зимнюю вьюгу сбившийся с пути благочестивый крестьянин Федот Обухов из села Бора Калужской губернии взмолился Пресвятой Богородице, обещав в случае спасения подарить приходскому храму список иконы «Взыскание погибших». Чудесным образом его сани оказались у соседней деревни, и жизнь крестьянина была спасена. Обухов заказал список иконы «Взыскание погибших» для своей приходской церкви. Вскоре благодаря щедрым пожертвованиям почитателей обретенной иконы на месте бедного храма была выстроена прекрасная каменная церковь. И славилась борская икона «Взыскание погибших» благодатными знамениями и чудесами, пока богоборческая власть не разрушила храм до основания. После этого святыня бесследно исчезла. В настоящее время в России находятся несколько древних списков иконы. Наиболее известные из них — в Москве, в Санкт-Петербурге и Самаре.
Образ относится к иконографическому типу «Умиление».
Молитва: "О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, Споручнице грешных и Взыскание погибших! Призри милостивным Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе: воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас погибающих. икона взыскание погибших значениеДаруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем притекающим к Тебе, и крепкое Прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в обителех Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь."
Молитвенная традиция: Пред иконой Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» молятся о благословении брака; к ней приходят с мольбой об освобождении от пороков, притекают Матери с ходатайством о погибающих детях, о здравии и благополучии детей, об исцелении болезней глаз и слепоты, от зубной боли, от лихорадки, от недуга пьянства, при головной боли, о вразумлении отпавших от веры Православной и о возвращении заблуджших в Церковь.
Икона Божией Матери "Рудненская - Ратьковская"
10-2
Празднование иконе 24 июля.
Достоверных сведений о происхождении этого образа не сохранилось. Икону часто путают с Руденской, с которой данный образ не имеет ничего общего. Название «Рудненская» эта икона Богоматери получила от местечка Рудня Могилевской епархии (ныне Смоленская область), «Ратьковская» — от слова «рать».
Икона Божией Матери "Черниговская - Гефсиманская"
10-3
Празднование иконе 14 сентября (1 сентября по старому стилю).
Речь идет о списке прославленной Черниговской-Ильинской иконы Богоматери. Она пребывала в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова, на Болдиной горе, где в ХI веке некоторое время подвизался преподобный Антоний Печерский. Описанию чудес от этой иконы, начавшихся в 1662 году, святитель Димитрий Ростовский посвятил книгу «Руно Орошенное», заканчивая которую он писал: «Конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы, ибо кто может их исчислить». Благодатная сила этой иконы проявилась и в ее списках. Икона Божией Матери «Черниговская-Гефсиманская» была написана на полотне ХVIII века и передана в 1852 году в Троице-Сергиеву лавру Александрой Филипповой, благоговейно хранившей ее у себя четверть века.
Первое чудо от этой иконы было засвидетельствовано в день церковного Новолетия — 1 сентября 1869 года, когда от полной парализации, продолжавшейся в течение девяти лет, исцелилась 28-летняя крестьянка Тульской губернии Фекла Адрианова. Прожив в гостинице при пещерах, а потом в лавре до празднования преставления преподобного Сергия (25 сентября ст. ст.), Фекла совершенно выздоровела. До 26 сентября произошло еще три благодатных исцеления, а в ноябре того же года целый ряд чудес. Слава иконы «Черниговской» распространялась с необычайной быстротой. К началу ХХ века было засвидетельствовано более 100 чудес, совершившихся по молитвам перед образом. Большим почитанием икона пользовалась у подвижников Гефсиманского скита Троице-Сергиевской лавры (отсюда второе название).
Икона создана по типу «Одигитрия».
Молитва: "О Пресвятая Дево! Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся Пречистому образу Твоему: се бо, грехми погружаеми и скорбьми обуреваеми, взирая на Твой образ, яко живей Ти с нами, приносим смиренныя моления наша, не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства и утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас заблудших, уврачуй болезненные сердца наша и спаси безнадежных. Даруй нам прочее время живота нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшном суде Сына Твоего явися нам милосердная Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, Благую Заступницу рода христианского, со всеми угодившими Богу. Аминь."
Молитвенная традиция: Пред иконой молятся об исцелении от беснования, при болезнях глаз, расслабленные, об исцелении страдаующих помрачением ума, при параличе.
Икона Божией Матери "Антиохийская"
10-4
Празднование иконе 23 марта/5 апреля, 28 мая/ 11 июня.
Время и место явления этого образа неизвестны. В «Росписи святым иконам Божией Матери» помечено: «Антиохийская лета 580»; эта же дата появляется и на некоторых гравюрах. Известна лишь по поздним гравюрам и минейным иконам, в частности по «Минее годовой с чудотворными иконами Богоматери» второй половины XIX века, где Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке, Которого Она поддерживает, склонившись к Нему. Младенец обращен к предстоящим, правой рукой благословляет, левая рука без свитка. Есть предположение, что под именем Антиохийской иконы могла почитаться другая икона, например Сайднайская, на которой Богоматерь изображалась с полулежащим Младенцем на левой руке. Списками древнего Антиохийского образа считают несколько образов Богоматери с полулежащим Младенцем византийского времени: мозаику кафоликона Осиос Лукас в Фокиде (30-е годы XI века); рельеф артосной панагии из монастыря святого Пантелеимона на Афоне (приблизительно XIV век); два рельефа в соборе Сан-Марко в Венеции XIII и XIV века; мозаику конца XIII века в церкви Санта-Мария ин Арачели в Риме.
Икона Божией Матери "Ярославская (Умиление)"
10-5
Ярославская икона Божией Матери стала первой чудотворной иконой, явленной Пречистой Богородицей во время татаро-монгольского ига. Она была принесена на Русь (вероятно, из Киева) почти сразу после нашествия Батыя. Этим образом Богоматерь посетила русскую землю и утешила православных в скорби. Знаменательно, что это был образ «Умиление», исполненный материнской заботы и попечения. Ярославская икона была принесена в Ярославль святыми благоверными князьями Василием и Константином. В честь чудотворной иконы был освящен нижний храм Ильинской церкви города Ярославля.
Икона Божией Матери "Руно орошенное"
10-6
Празднование иконе 13 января (31 декабря по старому стилю).
«Руно Орошенное» — одно из многих именований Божией Матери, связанное с ветхозаветным образом чудесно орошенного руна праотца Гедеона. В Книге Судей (глава 6, стихи 37—38) рассказано, как роса, выпавшая на расстеленную Гедеоном стриженую шерсть (руно) в то время, когда вся земля была сухая, подтвердила слова Бога, что Он спасет Израиль. В Новом Завете ветхозаветное руно, на которое пала небесная роса как символ спасения иудейского народа, ассоциируется с Девой Марией, через Которую воплотился Бог для спасения всего человечества. Святитель Димитрий Ростовский, написав книгу о чудесных исцелениях от икон Пресвятой Богородицы, назвал ее «Руно Орошенное»: «Пресвятая Богородица есть Руно Орошенное по причине Христова воплощения, Ее чистоты, милости Ее к нам… Руно Она и по причине Ее к нам милости, ибо как риза, истканная из руна, и одевает, и согревает человека, так и Пресвятая Богородица, покрывая нашу душевную наготу, греет духовно».
Икона Божией Матери "Холмская"
10-7
Празднование иконе 21 сентября (8 сентября по старому стилю).
Свое название образ получил по месту его пребывания в городе Холме Люблинской епархии (ныне польский город Хелм). История иконы тесно связана с религиозно-политическими событиями юго-западных окраин Российской империи. Неоднократно реликвия переходила к полякам и опять возвращалась в Россию, была униатской святыней и вновь святыней православной. Не раз чудотворный образ спасал город Холм от нашествия врагов.
В 1888 году к особо почитаемой иконе прикладывался сам российский император Александр III с семьей. В 1915 году во время трагических событий Первой мировой войны святыня вместе с беженцами отправилась на Восток. Позднее стало известно, что она очутилась в Москве, а в 1918 году была привезена в Киев. В 1943 году икона вернулась в Холм, но дальнейшая ее судьба на протяжении многих лет была неизвестна.
В 1996 году в Луцкий областной музей волынской иконы был передан оригинал Холмского образа, которому требовалась серьезная реставрация. Икону передала благочестивая женщина, в семье которой святыня хранилась много лет. В музее есть помещение, которое оборудовано специально для совершения богослужений. После нового обретения святыни митрополит Луцкий и Волынский Нифонт отслужил перед ней молебен ко Пресвятой Богородице.
Молитвенная традиция: Пред иконой молятся о защите при нападении врагов.