Киот B1

 

Киот В1 Икона Божией Матери "Собор Пресвятой Богородицы" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Киево - Братская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Одигитрия" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Душеспасительница/Психосострия" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Богородица с младенцем (Синай)" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Рождество Божией Матери" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Богородица на троне" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Всеблаженная (Памакариста)" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Балыкинская" - перейти к описанию

 

Икона Божией Матери "Собор Пресвятой Богородицы"

Икона Божией Матери Собор Пресвятой Богородицы

1-1

Празднование иконе 8 января.

По иконографическому типу этот образ относят к иконам богородичных праздников: композиция посвящена Собору Богоматери, отмечаемому Церковью на следующий день после Рождества Христова.

Установление этого праздника относится к очень древним временам. В IV веке некоторые святые отцы, например святой Епифаний Кипрский, уже говорили поучения в день этого торжества. Название празднества «собором» означает собрание в этот день верующих для прославления Небесной Владычицы, давшей миру нашего Спасителя.

В древних месяцесловах праздник Собора Пресвятой Богородицы называется еще «Родильные дары». Предполагается, что это — указание на дары, принесенные новорожденному Царю Иудейскому восточными волхвами. Также праздник Собора Богоматери называется «Бегством в Египет». Вероятно, в древней Церкви воспоминание о поклонении восточных мудрецов и о бегстве в Египет соединялось с празднованием Собора Божией Матери. Поэтому и на иконах, изображающих Рождество Христово с поклонением пастырей и волхвов и бегством Святого Семейства в Египет, очень часто можно встретить надпись «Собор Пресвятой Богородицы».

На иконах с этим названием обычно изображается Царица Небесная, восседающая на троне с Предвечным Младенцем на руках. Вверху, рядом и внизу — ангелы, волхвы, приносящие дары, и ветхозаветные старцы.

 

Икона Божией Матери "Киево - Братская"

Икона Божией Матери Киево - Братская

1-2

Празднование иконе 6 сентября / 19 сентября и 10 мая /23 мая и 2 июня /15 июня.

Образ был явлен в 1654 году в городе Вышгороде Киевском и находился в Борисоглебской церкви. В 1662 году, во время войны с Польшей, татары, бывшие в союзе с поляками, ворвались в город и разорили церковь. Однако верующие успели забрать из храма чудотворную икону Божией Матери и пустили ее по Днепру. Река вынесла святыню к берегу Подола в Киеве, где ее достали из воды и поставили в Киево-Братском монастыре.

Подлинник Киево-Братской иконы Богоматери до нашего времени не сохранился, ее точный список находится в Киевском Покровском монастыре.

Образ относится к иконографическому типу «Умиление».

 

Икона Божией Матери "Одигитрия"

Икона Божией Матери Одигитрия

1-3

Изображение относится к довольно распространенному на Руси иконографическому типу «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Указующая путь», «Путеводительница». В названии заложена концепция богородичных икон в целом, ибо Матерь Божия ведет нас ко Христу. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы — в чудный Божий свет, от греха — к спасению, от смерти — в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница — Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, теперь Она — мост для нас на пути к Нему.

Иконографическая схема Одигитрии строится следующим образом: фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым направляя внимание предстоящих и молящихся. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас (нередко жест благословения направлен непосредственно на молящегося). Есть немало икон этого типа, в которых, как на этом изображении, благословляющий жест Сына Божиего отсуствует: Младенец касается рукой Своего лика или лика Матери, держит свернутый или развернутый свиток, скипетр или книгу.

 

Икона Божией Матери "Душеспасительница/Психосострия"

Икона Божией Матери Душеспасительница/Психосострия

1-4

Этот местночтимый образ написан в Константинополе около 1312—1325 годов. В честь иконы Приснодевы Марии «Психосострия», что в переводе с греческого означает «Душеспасительница», был назван древнейший византийский монастырь, расположенный около Константинополя рядом со Студийским монастырем. После того как обитель была разгромлена турками, след святыни затерялся.

Икона «Психосострия» является двусторонней, на ее обороте — икона «Благовещение Пресвятой Девы Марии». Оба списка древнего оригинала были присланы императором Андроником II в дар архиепископу Охрида Григорию, который вложил их в кафедральный собор Святой Софии. После захвата турками южнославянских земель (современной Македонии в том числе) и превращения собора в мечеть святыня была перенесена в церковь Богородицы Перивлепты.

Икона «Психосострия» относится к иконографическому типу «Одигитрия».

 

Икона Божией Матери "Богородица с младенцем (Синай)"

Икона Божией Матери Богородица с младенцем (Синай)

1-5

Празднование иконе 8 января.

Согласно древнейшему преданию, образ был сотворен апостолом Лукой при земном существовании Девы Марии. Она же собственноручно благословила эту святыню.

Известно, что сначала святой образ был передан апостолом в Египет, где и хранился до X века. Но в 980 году, после гонения на христиан, икону передали в Царьград, где она пребывала до XII века в царских чертогах.

В настоящее время образ Небесной Царицы бережно хранится в имперской обители, возведенной в Ее честь. Кикский монастырь расположен в скалистых ущельях Троодос, на западе Кипрского острова.

По молитве перед Милостивой иконой излечилась страдающая неизлечимым недугом дочь императора Алексия Комнена. В Царьград тогда прибыл правитель Кипра Мануил Вутомит, намереваясь испросить у императора образ для монастыря на горе Киккос. Император Алексий согласился, и его дочь чудом получила исцеление. Тогда император пожалел отдавать икону монастырю и сам оказался болен. Во сне ему явилась Богородица, повелев немедля отправить икону на Кипр. Император, оставив себе точный список иконы, снарядил корабль, чтобы доставить оригинал в обитель.

Монастырская летопись говорит о многочисленных чудотворениях по молитвам перед Кикским образом. Известно, что икона помогает даже иноверцам, обратившимся к Богородице и читающим акафист перед Милостивой иконой Божией Матери.

Молитва: "О, Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на душевныя язвы наша греховныя; умоли сердцем бдящего о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас, с верою к Нему прибегающих, от тяжкаго сна греховнаго и от всех навет вражиих, да спасет души наша, яко Человеколюбец. Аминь."

Молитвенная традиция: Пред иконой Пресвятой Богородицы «Недремлющие Око» молятся при бессоннице детей.

 

Икона Божией Матери "Рождество Божией Матери"

Икона Божией Матери Рождество Божией Матери

1-6

Празднование иконе 21 сентября (8 сентября по старому стилю).

По типу иконографии образ относится к иконам богородичных праздников. В нем отражено событие, описаное в Священном Предании: благодаря молитвенному усердию долгое время бездетные супруги Иоаким и Анна в старости получили великий Божий дар — рождение Дочери Марии.

Окончательно иконография праздника сложилась к X—XI векам в Византии. Существуют различные варианты композиции иконы, и в качестве примера можно привести фрагмент из описания иконописного подлинника, составленного в 1903 году: «Анна святая на одре лежит, девицы стоят, держат дары… Иоаким из полаты зрит из верхняя, баба Святую Богородицу смывает в купели до пояса… посторонь палата празелень, по другую полата бакан...».

На некоторых иконах «Рождество Божией Матери» изображают красный велум — ткань, перекинутую с одного архитектурного элемента на другой. Эта перевязь символизирует соединение ветхозаветного и новозаветного времен. Изображение велума имеет также и другое значение. На иконах не принято изображать интерьер — все действие происходит на фоне своеобразных архитектурных сооружений. Поэтому такая деталь иконографии, как велум, показывает, что действие происходит внутри, а не снаружи.

Образ Самой новорожденной Приснодевы прикровенен, он не занимает центрального места в композиции иконы, что свидетельствует о высоте Ее будущего смирения.

Иконой «Рождество Богородицы» начинается праздничный ряд высокого иконостаса, который раскрывает историю спасения человечества.

Молитва: "О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не уб­лажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согреше­ний, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвы­силась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно про­сим: умоли Сына Твоего и Бога наше­го даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим по­лезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты не­постыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, без­бедное шествие на страшных мытарст­вах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь."

 

Икона Божией Матери "Богородица на троне"

Икона Божией Матери Богородица на троне

1-7

Панахранта (с греч. «Всенепорочная», «Пречистая») — один из иконографических видов изображения Богородицы, близкий к типу «Одигитрия». Для этого типа, сложившегося в Византии в XI—XII веках, характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери, он уподоб лен святому престолу. Богородица с Младенцем представляют собой идеальную Церковь, совершающую таинство Евхаристии.

 

Икона Божией Матери "Всеблаженная (Памакариста)"

Икона Божией Матери Всеблаженная (Памакариста)

1-8

Празднование иконе 1/14 сентября.

Икона была прислана в 1905 году Святейшим Патриархом Константинопольским Иоакимом III в благословение и утешение городу Казани после святотатственного похищения из соборного храма Казанского Богородичного женского монастыря чудотворной иконы Божией Матери. Доставленная в обитель святыня является точным списком находившейся в Константинопольском патриаршем храме особо чтимой иконы Богоматери «Всеблаженная» (греч. «Памакариста»), единственной древней святыни, уцелевшей в Константинополе, в храме во имя святого великомученика Георгия, после многочисленных разграблений.

Дарованная икона была установлена на место похищенной святыни и находилась в Богородицком монастыре вплоть до его уничтожения в начале 30-х годов XX века, а затем священнослужителями и верующими была перенесена в Петропавловский собор. После возвращения Петропавловского собора в ведение Казанской епархии в 1989 году этой святыни в нем уже не было. Список ее ныне находится в Никольском кафедральном соборе.

Образ относят к иконографическому типу «Одигитрия». 

Молитва: "О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся пречистому образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас молящихся Тебе, удиви над нами великия и богатыя милости Твоя, яви нам небесную помощь Твою и заступление, и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание; нам же всем низпосли дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пречистая! Умилосердися на немощныя люди Твоя, рассеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, недугующия уврачуй, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наши ко зрению спасения. Милостива нам буди зде и на страшнем суде Сына Твоего, преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. Тебе убо молимся, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и всю жизнь нашу предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: Пред иконой молятся о защите от предстоящих неприятностей, о счастии и мире в семье, об утешении в скорбных обстоятельствах.

 

Икона Божией Матери "Балыкинская"

Икона Божией Матери Балыкинская

1-9

Празднование иконе 30 июня/13 июля.

Этот очень редкой иконографии образ получил название от села Балыкина Черниговской губернии, где икона находилась в храме во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Предполагается, что икону Божией Матери принесли в русские земли в XVII веке во времена царствования Михаила Федоровича Романова православные беженцы из Галиции.

О явлении иконы «Балыкинская» сохранилось предание: образ находился в доме пана Дульского, офицера Стародубского полка. Во время шведской войны, когда шведы шли мимо города Стародуба, на иконе проявились слезы — они текли из глаз Божией Матери. Увидев это, пан Дульский дал обет поставить образ в храме, который бы тогда строился. Узнав о строящейся в Балыкинском приходе церкви, он обещал передать туда икону, но медлил с исполнением своего обета. Лишь после того как Пречистая Дева несколько раз явилась ему во сне и строго его увещевала, пан Дульский поспешил передать икону в Балыкино. Это было в 1711 году 4 августа.

Икона Богоматери «Балыкинская» прославилась многими исцелениями больных, которые стекались в село со всех окрестностей, а также бесноватой женщины в 1858 го ду. Иконография Балыкинской иконы восходит к западным образцам, написанным по типу икон «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов». На них Богородица нередко изображалась коленопреклоненной с прижатыми к груди руками перед лежащим в яслях Богомладенцем. На оригинале иконы Богородица изображена в венце, вокруг нимба — 12 звезд.

Точный список чудотворной иконы в свое время принадлежал святителю Иоанну, митрополиту Тобольскому, когда он был правящим архиереем Черниговской епархии. В 1712 году святитель благословил своей келейной иконой новосозданную Введенскую девичью обитель. В 1923 году монастырь закрыли и разрушили. Восстановление разрушенного монастыря началось в 1993 году, а через два года древняя святыня, которую все эти годы тайно хранили верующие люди, была возвращена в обитель. Сегодня икона, находящаяся в Орле, более известна, чем первообраз из села Балыкина.

Представленный здесь список решен в канонической иконописной традиции.

Молитва: "Некогда от свеов (шведов) град Твой защитившая, о Мати Божия, милосердие нам явила еси, праведный гнев и прещение Божие от земли российский отвративши, и тако во области северстей Твоего всечестнаго лика образ прославила еси, видимыя слезы о прадедех наших, от супостат воюемых, изливающи. Таже здравие слепым и бесным от сея иконы многащи подавала еси, и предстательством Твоим мор на человеки бывший и язю на скоты пришёдшую прекратила еси. Ты и ныне струй милосердия всем с несумнённою верою во Твою всесильную помощь прибегающим изливавши. Вонми убо молению нашему, и путь нашего земнаго скитания управи, в жизнь вечную сей приводящи. Темже и люди церковный от сетей лжепророков и лжеучителей, вземлющихся на разум Божий, сохрани, и всем нам чистоту помышлений подаждь. Аще бо слёзы и моления наша не довлеют прегрешений наших очистити, но к сим да приложится Твое всесильное предстательство, на неже уповающе, воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь"

Молитвенная традиция:  Перед иконой молятся об исцелении от беснования, болезней глаз и слепоты, об избавлении от моровых поветрий и нашествия иноплепенных.

 

Схема расположения киотов

Праздничные Богослужения, проходящие в соборе согласно расписанию служб, можно посмотреть по данной ссылке 

https://серафим.рф/

График Соборований

на Великий пост 2024г.

25 марта

Понедельник – 17:00

28 марта

Четверг – 18:30

1 апреля

Понедельник – 17:00

4 апреля

Четверг – 18:30

8 апреля

Понедельник – 17:00

11 апреля

Четверг – 18:30

15 апреля

Понедельник – 17:00

18 апреля

Четверг – 18:30

22 апреля

Понедельник – 17:00

25 апреля

Пятница – 18:30

Для записи обратитесь в церковную лавку

Требуются: 

Уборщица

З/п 35 000 р. График работы 2/2 

Повар

З/п 35 000 р. График работы 5/2 


Экскурсии по собору 

Телефон: +7(910)125-98-94,  +7 (831) 246-24-85

 

25 марта

Понедельник

Вторая седмица Великого Поста

Прп. Феофана исп., Сигрианского

08 45 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня.Заупокойная лития.

17 00 Соборование (Елеосвящение).

26 марта

Вторник

Перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского

08 45 Утреня. Часы. Изобразительны. Вечерня.Заупокойная лития.

17 00 Исповедь. Полиелейная утреня. 1-й час.

27 марта

Среда

Феодоровской иконы Божией Матери

08 45 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

17 00 Утреня. 1-й час.

28 марта

Четверг

Мч. Агапия и иже с ним

08 45 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня. Заупокойная лития.

17 00 Исповедь. Утреня. 1-й час.

18 30 Соборование (Елеосвящение).

29 марта

Пятница

Мч. Савина

08 45 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

17 00 Исповедь. Заупокойная утреня. 1-й час. Заупокойная лития.

30 марта

Суббота

Поминовение усопших.

Прп. Алексия, человека Божия

07 30 Исповедь с чтением правила ко св.Причастию

08 45 Часы. Божественная Литургия. Панихида

16 00 Молебен блгвв. кн. Петру и Февронии Муромским.

17 00 Исповедь. Всенощное бдение.

31 марта

Воскресение

Неделя 2-я Великого Поста.

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

05 45 Часы. Ранняя Божественная Литургия.

08 00 Параклис Пресвятой Богородице.Часы. Исповедь.

09 00 Поздняя Божественная Литургия. Водосвятный молебен.

16 00 Пассия с акафистом Страстям Христовым.




 

^ Наверх