Киот А6

 

Киот А6 Икона Божией Матери "Нечаянная радость" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Барловская/Блаженное Чрево" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Касперовская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Шуйская Одигитрия" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Ястребская (Аракиотисса)" - перейти к описанию

 

Икона Божией Матери "Нечаянная радость"

Икона Божией Матери Нечаянная радость

6-1

Празднование иконе 14 мая (1 мая по старому стилю). и 22 декабря (9 декабря по старому стилю).

Иконографическим сюжетом для образа послужило предание об исцелении некоего юноши от плотской страсти через святой образ Владычицы Небесной, описанном в сочинении святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное». Некий юноша, одержимый многими грехами и ведя порочную жизнь, имел обыкновение молиться перед образом Пречистой, произнося архан гельское приветствие: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Однажды, собираясь вновь на грешное дело, он вдруг увидел, что изображение Божией Матери на иконе ожило, а у Божественного Младенца открылись и кровоточат язвы на руках и ногах, из ребра Его также текла кровь. На вопрос пораженного ужасом молодого человека: «О, Госпожа, кто это сделал?» Богородица ответила: «Ты и прочие беззаконники грехами своими вновь распинаете Сына Моего». Только тогда раскрылась перед потрясенным до глубины души юношей бездна его грехопадения. Долго молил он в слезах Богородицу и Спасителя о помиловании. Пречистая Дева не оставляла Своих молитв за грешного юношу, пока Господь Иисус Христос не произнес: «Ныне прощаются ему грехи Тебе ради». Молодой человек оставил прежнюю грехов нуюжизнь и до конца своих дней со слезами благодарил Пресвятую Деву, мо литвами Которой он получил нечаянную уже им радость прощения и оставления грехов.

Время и место происхождения первообраза неизвестны. В настоящее время икона Божией Матери «Нечаянная Радость» пользуется большим почитанием среди верующих, списки образа пребывают почти в каждом православном храме, хотя распространение святой иконы в Москве началось с середины XIX века. 

Молитва: "О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града и святаго храма сего Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси ему нечаянную радость покаяния и преклонила еси Сына Твоего многим и усер­дным к Нему ходатайством к прощению сего грешнаго и заблудшагося, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Тво­его и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением поклоняющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует не­чаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, — вседейственное вразумление, по­каяние и спасение; сущим в скорбех и печалех — утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих — совершенное сих избытие; малодушным и ненадеж­ным — надежду и терпение; в радости и изобилии живущим — непрестанное Благодетелю Богу благодарение; бедствующим — милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами — нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от не­дуга ум — ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь — память смертную, умиление и сокруше­ние о гресех, дух бодр и твер­дую на милосердие Судии на­дежду. О Госпоже Пресвятая! Умилосердися о всех чтущих всечестное Имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и за­ступление: во благочестии, чис­тоте и честнем жительстве пребывающия до скончания их во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодно­му споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опас­ных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с Небесе ниспосли, от искуше­ний, соблазнов и погибели спа­си, от всех злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние, обидимым и неправедно гонимым — заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечае­мое подаждь примирение и всем нам — друг ко другу любовь, мир, и благочестие, и здравие с долгоденствием. Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем детородящим скорое подаждь разреше­ние, младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержа­нию и трудолюбию настави; от домашния брани и вражды единокровныя миром и любовию огради; безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему бла­гому и богоугодному научи, прельщенныя же и во грех и нечистоту впадшия, скверну гре­ха отъявши, из бездны погибели изведи; вдов буди Утешительни­ца и Помощница, старости буди жезл; от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави и всем нам христианскую кончину жи­вота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на Страшнем Судищи Христове даруй: преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ан­гелы и всеми святыми жити сотвори; скончавшимся внезап­ною смертию милостива быти Сына Твоего умоли и о всех усопших, иже не имут сродни­ков, о упокоении их Сына Твое­го умоляющих, Сама буди непре­станная и теплая Молитвенница и Ходатаица: да вси на Небеси и на земли ведят Тя, яко твер­дую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, с Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: Пред иконой молятся об обращении заблудших, о здравии и благополучии детей, об исцелении глухоты и болезней ушей, о возвращении отпавших от веры Православной в Церковь.

 

Икона Божией Матери "Барловская/Блаженное Чрево"

Икона Божией Матери Барловская/Блаженное Чрево

6-2

Празднование иконе 26 декабря/8 января.

Название этого образа восходит к евангельским словам, обращенным ко Христу в момент Его проповеди: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк 11:27). Икона является практически копией иконы Божией Матери «Млекопитательница», на которой Младенец Христос возлежит, вкушая млеко из Ее сосца.

Так называемый Барловский список этой иконы был явлен 26 декабря (по ст. ст.) 1392 го да, в воспоминание чего и установлено празднование в этот день.

Об особом почитании иконы «Блаженное Чрево» свидетельствует то, что в Благовещенском соборе Московского Кремля ее поместили напротив царского места, а во второй половине XVII века образ поновлял глава иконописцев Оружейной палаты Симон Ушаков.

В переписной книге собора 1680 года, а также более поздних описях собора и литературе конца XIX — начала XX веков икона называется «Барловская». Это наименование, как и «Барбарская», является искаженной формой от «Барградская», то есть происходящая из города Бари. Согласно рукописному сборнику XVIII века образ был принесен в Москву из города Бари, где он находился при гробе святителя Николая, архиепископа Мирликийского. В настоящее время местонахождение подлинника Барловской иконы неизвестно. 

Молитвенная традиция: Пред иконой молятся об избавлении от душевных и телесных страданий и о помощи в родах.

 

Икона Божией Матери "Касперовская"

Икона Божией Матери Касперовская

6-3

Празднование иконе 12 июля (29 июня по старому стилю), 14 октября (1 октября) и в среду Светлой седмицы.

В Россию икона попала из Трансильвании (Румыния), откуда ее в конце XVI века привез серб, поселившийся в Херсонской губернии. Святыня передавалась по наследству от родителей детям, пока в 1809 году не стала собственностью помещицы Касперовой. К тому времени Касперовская икона Богородицы обветшала, и живопись на ней просматривалась слабо.

В феврале 1840 года во время ночной молитвы перед образом Пречистой помещица Касперова увидела, как лик Богородицы просветлел и икона обновилась. С тех пор от этого образа стали проистекать исцеления, действительность которых признала специально собранная комиссия.

К Касперовской иконе стали стекаться паломники. С 1852 года по просьбе жителей Херсона каждый год на праздник Вознесения Господня образ стали приносить в городской собор. С 1918 года святыня пребывала в Спасо-Преображенском соборе постоянно. В 1936 году после уничтожения собора (был взорван) Касперовскую икону перенесли в Успенский собор, который стал кафедральным.

Образ написан по иконографическому типу «Умиление».

Молитва: "Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов свет-лейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: Пред иконой молятся об избавлении от душевных и телесных страданий.

 

Икона Божией Матери "Шуйская Одигитрия"

Икона Божией Матери Шуйская Одигитрия

6-4

Празднование иконе 10 августа (28 июля по старому стилю), 15 (2) ноября и во вторник Светлой седмицы.

Создание этого богородичного изображения приписывают одному благочестивому иноку Воскресенской церкви города Шуи. Во время его работы над изображением, в 1654—1655 годах, в округе как раз свирепствовала моровая язва. После написания образа, по молитвам ко Пресвятой Богородице, эпидемия стала ослабевать, а затем прекратилась вовсе.

Вскоре от образа начали истекать и другие чудотворения. Благодарные верующие украсили икону сребропозлащенным венцом с короной. Во время возложения этого венца исцелился одержимый долголетним беснованием юноша. В письменных источниках содержится описание 115 случаев исцелений от различных недугов.

В 1922 году святыня была изъята из храма, и с тех пор сведений о ее местонахождении нет.

Шуйская икона Божией Матери — поясное изображение Божией Матери с Младенцем Христом на руках. Иконографической особенностью этого образа, отличающей его от других икон типа «Одигитрия», является характерное положение ручек и ножек Богомладенца: ступня правой ножки стоит на колене левой, пяточку Он поддерживает левой рукой. В правой руке Христа — свернутый свиток. Правой рукой Богоматерь поддерживает левую ножку Младенца.

 

Икона Божией Матери "Ястребская (Аракиотисса)"

Икона Божией Матери Ястребская (Аракиотисса)

6-5

Празднование иконе 22 июля (9 июля по старому стилю).

Икона была обретена на Кипре, еще до османского покорения острова. Когда правитель Кипра отправился на охоту, взяв с собой ястреба, выученного быстро ловить охотничью дичь, птица попала в терния и запуталась. Хозяин, чтобы вызволить ее из западни, приказал слугам вырубить тот куст. Приступив к исполнению приказа, слуги в середине растения обнаружили стоящую икону Богоматери. Видя в ее явлении знак особого благоволения, правитель Кипра устроил здесь монастырь, в котором и была поставлена явившаяся икона, названная «Ястребской».

С тех пор и существует монашеская обитель, а народ называет ее «Богородица Ястребская», чтобы отличать от других Богородичных монастырей.

Этот монастырь стоит среди высоких гор, находящихся недалеко от Троодоса, в уединенном месте, в епархии епископа Киринийского. Посередине монастыря выстроен небольшой храм во имя Пресвятой Богородицы. Согласно древнему закону, любой женщине запрещено входить в эту церковь — женщины молятся здесь вне храма, в притворе. По рассказам монахов, время от времени некоторые дерзкие женщины пытались пренебречь этим обычаем и войти в храм и были отброшены от церковных дверей невидимой силой Пресвятой Богородицы.

 

Схема расположения киотов

В кафедральном соборе проводятся экскурсии по предварительной записи по тел.: 246-24-85, в ходе экскурсии вы ознакомитесь с историей, архитектурой и святынями собора.

 

16 ФЕВРАЛЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ

Неделя о блудном сыне

Глас 2-й

Правв. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы

06-00 Ранняя литургия.

08-00 Параклис Пресвятой Богородице.

09-00 Божественная литургия. Водосвятный молебен.

17-00 Всенощное бдение.

17 ФЕВРАЛЯ, ПОНЕДЕЛЬНИК

Блгв. вел. кн. Георгия Всеволодовича Владимирского 

09-00 Исповедь, часы. Божественная литургия.

17-00 Вечерня, полиелейная утреня.

18 ФЕВРАЛЯ, ВТОРНИК

Иконы Божией Матери именуемой «Взыскание погибших»

08-30 Молебен блгв. кн. Петру и кн. Февронии.

09-00 Исповедь, часы. Божественная литургия.

17-00 Вечерня, утреня.

19 ФЕВРАЛЯ, СРЕДА

Прп. Вукола, еп. Смирнского

08-30 Молебен свщм. Киприану и мц. Иустинии.

09-00 Исповедь, часы. Божественная литургия.

17-00 Вечерня, утреня.

20 ФЕВРАЛЯ, ЧЕТВЕРГ

Прп. Парфения, еп. Лампсакийского

08-30 Молебен блгв. князю Александру Невскому.

09-00 Исповедь, часы. Божественная литургия.

17-00 Вечерня, утреня.

21 ФЕВРАЛЯ, ПЯТНИЦА

Вмч. Феодора Стратилата, прор. Захарии Серповидца из 12-ти

08-30 Молебен свт. Луке Крымскому.

09-00 Исповедь, часы. Божественная литургия.

17-00 Вечерня, заупокойная утреня, лития.

22 ФЕВРАЛЯ, СУББОТА

Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших

06-00 Ранняя литургия. Панихида.

09-00 Поздняя литургия. Панихида.

16-00 Молебен блж. Матроне Московской.

17-00 Всенощное бдение. Исповедь.

23 ФЕВРАЛЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ

Неделя мясопустная, о Страшном Суде

Глас 3-й

06-00 Ранняя литургия.

08-00 Параклис Пресвятой Богородице.

09-00 Божественная литургия. Водосвятный молебен.

17-00 Вечерня, утреня.

^ Наверх