Киот D4

 

Киот D4 Икона Божией Матери "Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Неувядаемый Цвет" - перейти к описанию
Икона Божией Матери "Трёх радостей" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Цилканская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Святая Анна с Богородицей" - перейти к описанию

 

Икона Божией Матери "Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому"

Икона Божией Матери Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому

4-1

В этой самостоятельной иконографической композиции отражено чудесное событие, произошедшее в жизни великого святого преподобного Сергия Радонежского (†1392). Однажды подвижник читал Акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею: «Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение». Едва он произнес эти слова, как послышался голос: «Пречистая грядет». Преподобный Сергий увидел блистающую в славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах». Сказав это, Божия Матерь стала невидима.

Явление Царицы Небесной в келлии преподобного Сергия, на месте нынешней Серапионовой палаты, было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 года. 5 июля 1422 года были обретены мощи святого, и вскоре на его гробе была поставлена икона явления Божией Матери, которая чтилась как великая святыня.

Из сохранившихся списков первообраза наиболее известна икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой лавры Евстафием Головкиным на доске от деревянной раки преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей преподобного Сергия в серебряную раку. Через эту икону Матерь Божия неоднократно охраняла русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645—1676) брал ее в польский поход в 1657 году. В 1703-м икона оберегала русское воинство в битвах со шведами. Святыня участвовала в русско-японской войне 1905 года и во время Первой мировой войны была в ставке верховного главнокомандующего в 1914 году.

 

Икона Божией Матери "Неувядаемый Цвет"

Икона Божией Матери Неувядаемый Цвет

4-2

Празднование иконе 3 апреля (16 апреля по новому стилю).

Как и когда появился этот образ на Руси, неизвестно: многочисленные попытки выяснить обстоятельства первоначального его происхождения ни к чему не привели. Возможно, поэтому история иконы обросла многочисленными преданиями.

Приблизительным временем появления образа на Руси считается XVII век, когда паломники привезли святыню с собой. В летописях и православном календаре имеется сюжет, согласно которому данное богородичное изображение связано с горой Афон, по склонам которой росли бессмертники. Но это спорно, так как на самой иконе изображены лилии. По некоторым сведениям, ранее образ Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет» писался несколько иначе: Она была изображена на троне держащей скипетр, овитый цветами. Но со временем сложные части композиции исчезли с извода, и остался только сам образ, который поражает своей красотой и умиротворением.

Цветок, который Пресвятая Богородица держит в руке, символизирует неувядаемость девства и непорочность Божией Матери. Православная Церковь так и обращается к Пречистой Деве: «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Существуют несколько отличающихся друг от друга видов иконы Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет». На одном из них Богомладенец изображен стоящим слева от Богородицы с державным скипетром в руках. 

Молитва: "О, Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христи­ан и прибежище грешным! За­щити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему. Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов твоих, за роптание наше. Буди нам Мать и Покровитель­нице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наши. О, Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, воз­дающих на нас. О, Мати Госпо­да Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чи­стоты и целомудрия, пошли по­мощь нам немощным и обурева­емым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просве­ти наши душевныя очи, да ви­дим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи на­шу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшном суде Сына Твоего. Емуже мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и при­сно, и во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: Перед иконой молятся о сохранении праведной жизни, о правильном выборе супруга(ги), о счастии в браке, о чистоте и целомудрии, об избавлении от брани плотской, при вступлении в брак.

 

Икона Божией Матери "Трёх радостей"

Икона Божией Матери Трёх радостей

4-3

Празднование иконе 8 января (26 декабря по старому стилю).

Эту копию иконы кисти Рафаэля «Святое Семейство» после обучения живописи в XVIII веке привез из Италии в Москву один благочестивый художник. После его смерти икона была помещена на паперти храма в честь Святой Троицы на Грязех.

Через сорок лет образ прославился чудным знамением. После усердной молитвы перед этой иконой несчастная женщина получила сразу три радостных известия: оклеветанный недругами муж был оправдан и возвращен из ссылки; сын, попавший в плен во время военных действий, освобожден, а конфискованное по неправому суду имение вернули семье. С тех пор образ стал называться «Трех радостей».

Вскоре появились списки итальянской иконы, выполненные в русской иконописной традиции. Подлинный образ после закрытия Троицкой церкви исчез. В 1992 году при открытии возрожденного храма общине было подарено несколько икон, изъятых на таможне при незаконной попытке вывоза за рубеж. В числе переданных икон оказался и образ Пресвятой Богородицы «Трех радостей» середины XIX века. Эта икона особо чтится прихожанами после того, как перед ней чудесным образом сама зажглась лампада.

Образ принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия с предстоящими». По правую руку Богоматери, держащей на коленях Предвечного Младенца, стоит старец Иосиф, а слева — Иоанн Предтеча, оба с любовью взирают на Сына Божия.

Молитва: "О, Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, царствующаго града и святаго храма сего Покровительнице, всем сущим во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная предстательнице и заступнице! Не презри моления нас недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да всем нам с верою и умилением поклоняющимся пред чудотворным образом Твоим, дарует по коегождо потребе ра­дость: сущим в скорбях и печалех уте­шение. Бедствующим милосердие; сущим в многонедужии нечаемое исцеление и ук­репление. О, Господе Пресвятая, умилосердися о всех чтущих всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление: всякому делу Сыну Твоему угодному, споспешествуй; всякое дело злое разруши; в недоумении и трудных, в опасных обстояниих обретающимся не­зримую помощь и вразумление с небес ниспосли. Младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к приятию всякаго полезнаго учения. От домашния брани и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани. Супружества в любви и едино­мыслие сохрани и вражды единокровных миром и любовию огради. Всем же нам даждь друг ко другу любовь, благочестие и здравие с долгоденствием. Преставившияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори: да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную предстательницу нашу рода христианскаго и ведуще славят Тя и с Тобою Сына Твоего, с безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

 

Икона Божией Матери "Цилканская"

Икона Божией Матери Цилканская

4-4

Празднование иконе 28 августа (15 августа по старому стилю).

Эта древняя грузинская святыня названа по месту ее первоначального пребывания — Цилканскому монастырю. По своему происхождению икона современна святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии, жившей в IV веке. Ныне чтимый древний список первообраза — одна из главных святынь Патриаршего собора Светицховели.

Образ написан по иконографическому типу «Одигитрия». 

Молитва: "Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов свет-лейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: Перед иконой молятся об избавлении от душевных и телесных страданий.

 

Икона Божией Матери "Святая Анна с Богородицей"

Икона Божией Матери Святая Анна с Богородицей

4-5

Древние описи и другие рукописные документы не сохранили записей о происхождении иконы XIV века «Анна с Младенцем Марией», но некоторые ее художественные и иконографические черты свидетельствуют о принадлежности ее руке югославянского мастера.

Икона изображает Анну, держащую на руках Марию, как обычно Богородица держит на руках Спасителя. Любопытно, что до 1922 года это произведение числилось в монастырских описях богородичной иконой типа «Умиление», повидимому, потому, что для русской живописи изображение Младенца Марии на руках у Анны нехарактерно. Икона представляет большой интерес не только с точки зрения иконографии, но главным образом благодаря высокому совершенству живописи. Анна в ярко-красном мафории прижимает к себе Младенца Марию, окутанную в пурпурно-коричневые одежды с ломкими золотыми складками. Но если одежды написаны свежими, чистыми красками, то совсем иные приемы отличают письмо ликов, лишенных румянца, типичного для памятников как русского, так и византийского круга. Поэтому употребляемые мастером-иконописцем мягкие, теплые охристые тени на шее, на лбу и на щеках Анны и Младенца придают ликам несколько необычный колорит. Большие, миндалевидного разреза глаза Анны проникнуты выражением грусти. В правом углу иконы помещено исполненное в той же красно-зеленой гамме погрудное изображение благословляющего Анну с Марией Христа. Сочетание мягкой живописной лепки ликов без румянца с ярким колоритом одежд и необычностью иконографического типа убеждает в том, что это памятник иностранного происхождения.

 

Схема расположения киотов

Праздничные Богослужения, проходящие в соборе согласно расписанию служб, можно посмотреть по данной ссылке 

https://серафим.рф/

График Соборований

на Великий пост 2024г.

22 апреля

Понедельник – 17:00

26 апреля

Пятница – 18:30

Для записи обратитесь в церковную лавку

Требуются

Повар

З/п: 1400руб./смена +%. 

График работы 2/2 тел. 

(Доска обьявлений)

Экскурсии по собору

(Контакты)

22 апреля

Понедельник

Шестая седмица Великого Поста, ваий

Мч. Евпсихия

08 45 Утреня. Часы. Изобразительны. Вечерня. Заупокойная лития.

17 00 Соборование (Елеосвящение).

23 апреля

Вторник

Мчч. Терентия, Помпиия и иже с ними

08 45 Утреня. Часы. Изобразительны. Вечерня. Заупокойная лития.

17 00 Исповедь. Утреня. 1-й час.

24 апреля

Среда

Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского

08 45 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

17 00 Утреня. 1-й час.

25 апреля

Четверг

Прп. Василия исп., еп. Парийского

08 45 Исповедь. 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня.

17 00 Исповедь. Утреня. 1-й час.

26 апреля

Пятница

Прпмч. Марфы (Тестовой), инокини

08 45 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

17 00 Исповедь. Славословная утреня. 1-й час.

18 30 Соборование (Елеосвящение).

27 апреля

Суббота

Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря

07:30 Исповедь с чтением правила ко св.Причастию

08 45 Часы. Божественная Литургия.

16 00 Молебен блж. Матроне Московской

17 00 Исповедь. Всенощное бдение. Освящение верб.

28 апреля

Воскресение

Неделя 6-я Великого Поста.

Ваий, цветоносная, Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим.

05 45 Часы. Ранняя Божественная Литургия.

08 00 Параклис Пресвятой Богородице. Часы. Исповедь.

09 00 Поздняя Божественная Литургия.

16 00 Вечерня. Утреня. 1-й час.




 

^ Наверх