Киот C1

 

Киот C1 Икона Божией Матери "Успение Божией Матери" - перейти к описанию
Икона Божией Матери "Ватопедская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Палестинская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Абалацкая" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Новоникитская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Введение Богородицы во Храм" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Одигитрия ростовая" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Волоколамская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Кассиопея" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Кипрская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Елеуса" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Целительница" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Иерусалимская" - перейти к описанию

 

Икона Божией Матери "Успение Божией Матери"

Икона Божией Матери Успение Божией Матери

1-1

Празднование иконе 15 (28) августа.

Это один из примеров икон богородичных праздников. Иконография праздника определяется богослужебными текстами, свидетельствами святителя Дионисия Ареопогита и Игнатия Богоносца и в значительной степени «Словом на Успение Богоматери», приписваемом святому евангелисту Иоанну Богослову, в доме которого Пречистая пребывала, согласно названным источникам, до самой старости. Когда Богородице исполнилось 72 года, Ей явился Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором переселении в жизнь Небесную. По молитве Богородицы Господь чудесным образом перенес в дом Иоанна всех апостолов, которые стали усердно молиться у ложа Пресвятой Девы. Ночью заблистал ослепительный свет, и Сам Христос в окружении ангелов и архангелов снизошел с небес и принял святую и непорочную душу Богородицы. Погребение Божией Матери состоялось в Гефсиманском саду. Иудейский священник Афония, посланный книжниками и фарисеями, должен был осквернить тело Пресвятой Девы. Но когда он попытался опрокинуть одр, явился ангел и отсек священнику руки. Раскаявшийся и уверовавший в святость и непорочность Девы Богородительницы, Афония стал творить молитву Пречистой и получил исцеление.

Самые ранние изображения Успения относятся к IX веку и имеют черты уже сложившейся иконографии. Современные списки иконы праздника отличаются друг от друга только количеством деталей и фигур, но написаны по схожей композиции. В центре иконы — всегда одр с лежащей Богоматерью. Слева и справа от одра, как правило, изображены апостолы, святители Дионисий и Игнатий и плачущие жены. Перед одром — горящая свеча, о которой упоминает Иоанн Солунский. На переднем плане у одра помещены небольшие фигуры Афония и ангела, отсекающего кощуннику руки. В центре иконы, за ложем Богородицы, — фигура Спасителя. В руках Его маленькая спеленутая фигурка, представляющая собой непорочную душу Богородицы. Сама фигура Спасителя окружена миндалевидной мандорлой, вокруг которой изображены ангелы. Слева и справа помещают палаты. В верхней части иконы изображают апостолов, переносимых к одру Богоматери. Такие изображения праздника являются наиболее полными по содержанию, они торжественны по своей сути и передают не столько скорбь Успения (пославянски «успение» — смерть), сколько торжество рождения души в жизнь вечную.

Молитва: "О Пресвятая Богородице Дево, Владычице, вышшая Ангел и Архангел и всея твари Честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная Похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и славо, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых Кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная Наставнице, путешествующих легкое прохождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая Заступнице, обидимых Покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требующих Помощнице, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление! Тобою нам, Владычице, Невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои: О Премилостивая и Пречудная Света умнаго Царице, рождшая Царя Христа, Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая, ангельский уме, светозарная звездо, святых Пресвятейшая, Владычице всех тварей, Боголепная Девице, Нескверная Невесто, палато Духа Пресвятаго, огненный Престоле Невидимаго Царя, небесный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище Живаго Бога, неизреченное составление плоти Христовы, гнездо Орла Небеснаго, Горлице Богогласная, Голубице кроткая, тихая и незлобивая, Мати чадолюбивая, милостей бездно, развергающая тучу гнева Божия, неизмеримая глубино, неизреченная тайно, несведомое чудо, не рукотворенная Церкве Единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, Боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неисчерпаемыя благодати, Ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы непоколебимый столпе, мечу ярости Божия на богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная Хранительнице и мира всего известное спасение! О Всемилостивая Госпоже, Дево Владычице, Богородице, услыши нас, молящихся Тебе, и яви милость Твою на людей Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла и сохрани обитель нашу и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди, благочестно прибегающия и призывающия имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от всякия болезни и всякаго обстояния, да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиим умалятся раби Твои. Но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха во времени плоднаго приношения нам даруй. Облегчи, возстави и помилуй, Премилостивая Владычице, Богородице препетая, во всякой беде и нужде сущия. Помяни рабы Твоя и не презри слез и воздыхания нашего, и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся, обретше Тя Помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, Надеждо наша. Разсеянныя собери, заблудшия на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя вразуми, младенцы воспитай и прослави славящия Тя, изряднее же — Церковь Сына Твоего соблюди и сохрани в долготу дний. О Милостивая и Премилостивая Царице Небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатайством Твоим помилуй страну нашу и воинство ея и вся православныя Христианы, сохраняющи их под кровом милости Твоея, ризою Твоею честною защити и моли из Тебе воплошагося без семене Христа, Бога нашего, да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша. Спаси же и помилуй, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы и весь причет церковный, и весь монашеский чин, и вся правоверныя люди, поклоняющияся и молящияся пред честною Твоею иконою. Призри на всех нас призрением милостивнаго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде и на Страшнем Суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшияся во благочестии от жития сего рабы Твоя в вечней жизни со Ангелы и Архангелы и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего Бога предстанут, и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити и радости ангельския в Небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава Небесных и упование земных, Ты наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе и Твоея святыя помощи просящих. Ты Молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему. Твоя Матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко Престолу благодати Пресвятых и Животворящих Его Тайн приступати дерзаем, аще и недостойнии. Темже всечестный образ Твой и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся, грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми Богоприятными молитвами дойти Небесныя безконечныя жизни и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его купно со Безначальным Отцем и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом, во веки веков. Аминь."

 

Икона Божией Матери "Ватопедская"

Икона Божией Матери Ватопедская

1-2

Празднование иконе 21 января / 3 февраля.

По преданию, в 395 году во время шторма царевич Аркадий, сын Феодосия Великого, упал с корабля в море. Когда корабль с большим трудом пристал к Афонской горе, спутники Аркадия увидели под одним из прибрежных кустов спокойно спавшего наследника престола. Проснувшись, царевич рассказал, что спасся благодаря заступничеству Божией Матери. В связи с этим близлежащему монастырю было дано название Ватопед (с греч. «Куст отрока»), обитель была расширена до места, где нашли царевича. Здесь же был воздвигнут храм, а икона Богородицы, написанная в знак Ее заступничества, стала почитаться как чудотворная.

Сохранилось сказание об избавлении монастыря от разбойников в 807 году. Решив ограбить Ватопедский монастырь, они высадились в темноте на берег и укрылись в окрестностях монастыря, намереваясь дождаться открытия ворот обители. Когда закончилась утреня и братия стала расходиться для временного отдыха, в церкви остался один настоятель. Вдруг от стоящей вблизи иконы Божией Матери он услышал женский голос, предупреждающий об опасности, грозившей монастырю. Игумен устремил свой взор на икону и увидел, что лики Богородицы и Богомладенца изменились.

Древняя Ватопедская икона Божией Матери была написана по чину «Одигитрии», на которой Богомладенец, восседающий на коленях у Матери, всегда изображается с благословляющей рукой. Но теперь Иисус поднимал Свою руку, заграждая уста Богородицы, со словами: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грехи свои». Но Богородица, уклоняясь от Его руки, двукратно произнесла те же слова. Пораженный игумен тотчас собрал братию, и иноки успешно отразили нападение разбойников. С тех пор Ватопедская икона стала также называться «Отрада» или «Утешение». Изображенный на ней лик Божией Матери — с тихой улыбкой на устах. Лик же Богомладенца строг, рука Его на некоторых иконах с этим названием тянется к устам Матери или, как на древней иконе, находится в благословляющем жесте.

Молитва: "О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезнен­ному воздыханию души нашея, призри с вы­соты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся Пречистому образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смирен­ная моления наша. Не имамы бо ни иныя по­мощи, ни инаго предстательства, ни утеше­ния, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, уто­ли скорбь нашу, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй и спаси безнадеж­ных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь хри­стианскую кончину, и на страшном суде Сы­на Твоего явися нам Милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь."

Молитвенная традиция: Перед иконой молятся об избавлении от скорби и печали, в надежде получить утешение, а также об избавлении от недугов телесных.

 

Икона Божией Матери "Палестинская"

Икона Божией Матери Палестинская

1-3

На Руси этот образ появился в XVI—XVII веках, предположительно из Святой земли — отсюда и название иконы.

Притом что Палестинский образ Богоматери относится к самому распространенному типу богородичных икон — «Оди гитрия», — он характеризуется доволь но ред кой для русской иконописи ма не рой письма. Считается, что прото ти пом первообраза послужила икона из римской церкви Мадре делла Кон солацио не — Богоматерь «Утешение».

Начиная с конца XV века поствизантийские мастера, особенно иконописцы Крита, делали многочисленные списки этой иконы. Один из самых известных списков Палестинской иконы находится в Благовещенском соборе церкви Строгановых в Сольвычегодске. Этот образ Семена Хромого стилистически ближе к традиционной иконописной манере, чем образы критских мастеров.

 

Икона Божией Матери "Абалацкая"

Икона Божией Матери Абалацкая

1-4

Празднование иконе 20 июля/2 августа и 27 ноября/10 декабря.

История обретения этой иконы началась в Сибирских землях, которые после покорения Ермаком начали активно заселяться русскими людьми. На погосте небольшого села Абалак, что в 25 верстах от Тобольска, уединенно жила благочестивая вдова Мария. В 1636 году она во сне увидела стоящий на воздухе образ Пресвятой Богородицы «Знамение» с изображениями на правой стороне святителя Николая Чудотворца, а на левой — преподобной Марии Египетской. Женщина услышала голос, повелевавший объявить народу об этом явлении и сказать, чтобы построили на Абалацком погосте по правую сторону от уже имеющейся ветхой Преображенской церкви новую, в честь Знамения Пресвятой Богородицы с приделами святителю Николаю и преподобной Марии Египетской. О своем сне Мария по своей робости не смела никому сказать, и только после четвертого явления небожителей вдова объявила архиепископу Тобольскому Нектарию о своих видениях. Архиепископ собрал знатных лиц и почетных граждан города, чтобы при них заслушать женщину, и после долгих раздумий благословил строить новый храм.

Промыслом Божиим для новостроящейся церкви была написана и храмовая икона. Больной крестьянин Евфимий, лежавший много лет парализованным, дал обет устроить для церкви икону Знамения Божией Матери. Получив благословение архиепископа Нектария, он заказал икону искуснейшему живописцу протодиакону Софийского Тобольского собора Матвею. Все время, пока писался образ Божией Матери, Евфимий молился и с каждым днем становился крепче. Наконец, почувствовав себя здоровым, он сам пришел к живописцу и своими руками принес обещанную икону в собор для освящения.

Абалацкая икона Божией Матери славилась не только в Сибири, но и в соседних губерниях: многие чудеса совершались по вере прибегающих к ней. С чтимого образа делали многочисленные копии. Сама чудотворная икона во время Гражданской войны попала в Китай вместе с детским приютом «Очаг», организованном для сирот и беженцев Софией Дитерихс, женой генерал-лейтенанта Михаила Дитерихса. В 1923 году Абалацкий богородичный образ оказался в Шанхае, а в 1949 году, после прихода к власти коммунистов, вместе с приютом — в Австралии. В настоящее время святыня находится в пригороде Сиднея в православном храме городка Кабраммат. 

Молитва: "О Пресвятая Владычице моя Богородице, милосердия сущи источник, покрове, упование и прибежище христиан! Тебе, Все­сильней Предстательнице и Споручнице покаяния и спасения моего, аз, грешный раб Твой, вручаю душу и тело мое, входы и исходы моя, веру и жительство мое, кончину и число дней мо­их, глаголы и помышления моя, дела и начинания моя; Ты же, милостивая Мати Божия, мною руководствуй, покрывай, соблю­дай и спасай мя от всех вражеских козней невредимо, да не­молчно, до последняго издыхания моего, взываю Ти: Радуйся, Невесто неневестная! Радуйся, Святая, святых боль­шая! Пресвятая Богородице, спа­си мя! Аминь!"

Молитвенная традиция: Перед иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Абалацкая молятся при расслаблении и параличе, об исцелении болезней глаз и слепоты.

 

Икона Божией Матери "Новоникитская"

Икона Божией Матери Новоникитская

1-5

Празднование иконе 28 сентября (15 сентября по старому стилю).

Это одна из самых древних икон Богоматери. Она явилась в IV веке святому мученику Никите, ученику Феофила, епископа Гартинского. Однажды, еще до принятия им, бывшим воином, крещения, он увидел во сне Отрока, держащего в руке Своей крест. Проснувшись, Никита долго не мог понять, что означает это видение. Христианская девица по имени Иулиания, по особому откровению, бывшему ей от Бога, сказала ему, чтобы он обратил внимание на собственную грудь. Никита посмотрел и, к своему изумлению, обнаружил у себя на груди образ Пресвятой Богородицы с Предвечным Богомладенцем, стоящим на коленях Своей Матери и держащим в руке крест. «Это же самое изображение видел я во сне!» — воскликнул пораженный Никита. Явление иконы произвело на него такое впечатление, что он немедленно принял Святое Крещение. Вскоре начались гонения на христиан, и Никита в числе прочих исповедников Христа принял мученический венец. Когда его вели на казнь, он имел под одеждой у себя на груди явившийся ему образ Богоматери.

Древняя икона написана по иконографическому типу «Одигитрия». Характерная особенность — изображение большого креста в руке Богомладенца, а также орудия страстей: трости с губкой и копья. 

Молитва: "Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богороди-тельнице, сия честныя дары, Тебе единой прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния: и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди: яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: Перед иконой молятся об избавлении от душевных и телесных страданий.

 

Икона Божией Матери "Введение Богородицы во Храм"

Икона Божией Матери Введение Богородицы во Храм

1-6

Празднование иконе 21 ноября / 4 декабря.

Относится к иконам богородичных праздников. Иконография праздника основана на протоевангелии Иакова, в котором говорится: «И вот исполнилось Ребенку три года, и сказал Иоаким: «Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными, чтобы Дитя не воротилось назад и чтобы полюбила Она в сердце Своем храм Господень». И сделали так по дороге к храму Господню. И жрец принял Ее, и, поцеловав, дал благословение, сказав: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление». И посадил Ее на третьей ступени у жертвенника, и сошла на Нее благодать Господня, и Она прыгала от радости, и полюбил Ее весь народ Израиля. И ушли Ее родители, удивляясь и вознося хвалу Господу, что Дочь не повернула назад. Находилась же Мария в храме Господнем, как голубка, и пищу принимала из рук ангела».

Празднование Введения Богородицы во храм, по мнению историков, начинается с VIII века. А в IX веке появляются два канона, посвященные празднику, под авторством Георгия Никомидийского и преподобного Иосифа Песнописца.

Иконография праздника мало изменилась со временем. В центре композиции — Пресвятая Дева. Трехлетняя Мария одета в характерный для всей богородичной иконографии мафорий, который являлся одеждой замужних палестинских женщин. Фигурка Пресвятой Девы по размеру значительно меньше других, но весь Ее облик — недетский. Этой деталью подчеркивается и особое избранничество Святой Юницы, и великое предназначение Божией Матери. Святые праведные богоотцы изображены или рядом со Святой Младеницею, или же позади сопровождающих Ее дев. Первосвященник Захария в поклоне склоняется к будущей Пресвятой Богородительнице. В верхнем углу иконы, за фигурой первосвященника, изображена характерная сцена: Пресвятая Дева принимает пищу от ангела.

Молитва: "К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в несчастиях защитит? Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице и Мати Бога моего! Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене грешнаго, Царице Небесная! Научи мене исполняти волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовати Его святым заповедям. За мой ропот в болезнех, трудах и несчастиях не отступи от мене, но пребуди Материю и Покровительницею мене малодушнаго, Царице моя преблагая, Заступнице усердная! Твоим ходатайством прегрешения моя покрый, от видимых и невидимых врагов защити, сердца враждующих против мене смягчи и Христовою любовию согрей их. Мне же немощному даруй Твою всесильную помощь победити моя греховныя привычки, дабы, очищенный покаянием и последующею добродетельною жизнию, в общении со святой Церковию провел остальныя дни земнаго странствия. Предстани мне, надеждо всех христиан, в час кончины моея и подкрепи мою веру в смертный тяжкий час. Вознеси за мене, многопрегрешающаго в жизни сей, Твоя всесильныя молитвы по отшествии моем, да оправдает мене Господь и соделает причастником Его безконечных радостей. Аминь."

 

Икона Божией Матери "Одигитрия ростовая"

Икона Божией Матери Одигитрия ростовая

1-7

Изображение относится к довольно распространенному на Руси иконографическому типу «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Указующая путь», «Путеводительница». В названии заложена концепция богородичных икон в целом, ибо Матерь Божия ведет нас ко Христу. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы — в чудный Божий свет, от греха — к спасению, от смерти — в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница — Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, теперь Она — мост для нас на пути к Нему.

Иконографическая схема Одигитрии строится следующим образом: фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым направляя внимание предстоящих и молящихся. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас (нередко жест благословения направлен непосредственно на молящегося). Есть немало икон этого типа, в которых, как на этом изображении, благословляющий жест Сына Божиего отсуствует: Младенец касается рукой Своего лика или лика Матери, держит свернутый или развернутый свиток, скипетр или книгу.

 

Икона Божией Матери "Волоколамская"

Икона Божией Матери Волоколамская

1-8

Празднование иконе 3 (16) марта.

Образ написан в 1572 году по поручению Малюты Скуратова, который во искупление своих грехов пожертвовал икону в Иосифо-Волоколамский монастырь.

Волоколамская икона Божией Матери — точный список чудотворной Владимирской иконы московского Успен ского собора. По качеству написания копия не усту пала оригиналу и была богато украшена драгоценными камнями, золотом, серебром и бисером.

Как и прославленный прототип, Волоколамский образ написан по иконографическому типу «Умиление» . На полях композиции — архангелы, склоняющиеся в ликующем славословии. Отличительной особенностью данного списка является изображение на полях святителей Киприана (справа) и Геронтия (слева), митрополитов Московских. Выбор этих покровителей Москвы не случаен. С именем митрополита Киприана связано первое прибытие древней Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву в 1395 году, а при митрополите Геронии в 1480 году Владимирская святыня окончательно стала московской.

Подлинник XVI века был вывезен из обители в 1954 году. В 1959-м икона была отреставрирована и с того времени находится в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве.

 

Икона Божией Матери "Кассиопея"

Икона Божией Матери Кассиопея

1-9

Празднование иконе 8/21 мая.

Образ прославился в 1530 году на острове Керкира, где во времена венецианского господства безвинно пострадал благочестивый юноша Стефан. По приговору судьи он был ослеплен за преступление, которого не совершал. С тех пор Стефана, неспособного передвигаться самостоятельно, водила за руку его мать. На северо-востоке острова находилось небольшое приморское поселение Кассиопея со знаменитым храмом, посвященным Пресвятой Богородице. Стефан решил отправиться туда, остаться при храме и просить милостыню. Поклонившись находящемуся в церкви чтимому образу Божией Матери «Неувядаемый Цвет» и горячо помолившись Ей, юноша с матерью остались ночевать в храме. Ночью Стефан почувствовал, как кто-то коснулся рукой его лица, и стал ощупывать пустые глазницы. Внезапно прямо перед собой он увидел Женщину в ослепительном сиянии. Она предстала пред ним ненадолго и исчезла. А Стефан обрел зрение, только глаза у него стали теперь голубыми, тогда как до казни они были темными.

Весть о чудесном исцелении слепого быстро разнеслась по острову. Правитель, по приказу которого Стефан пострадал, узнав о чуде, попытался возместить страдания юноши, одарив его богатыми дарами.

Произошедшее повлекло создание множества посвященных Богородице Кассиопее храмов не только на Керкире, но и в Арте, ближайшем городе на материке, а также в городе Химара в Северном Эпире (ныне в Албании). В память о чуде была также написана икона с изображением исцеления Стефана Богородицей, получившая название «Кассопитра», чтимая в монастыре Пресвятой Богородицы Кассопитры в местечке Фигаретон Канониу.

Богородичный образ «Кассиопея» относится к иконографическому типу «Одигитрия». Отличительная особенность изображения Девы Марии — роза в Ее правой руке.

 

Икона Божией Матери "Кипрская"

Икона Божией Матери Кипрская

1-10

Празднование иконе 3 мая (20 апреля по старому стилю) и в День Святого Духа.

Образ явился в 392 году на острове Кипр, в городе Ларнака, на месте погребения праведного Лазаря, и с тех пор хранится в основанном здесь монастыре Ставруни. 

Затем для иконы был построен храм Пресвятой Богородицы — церковь Панагии Ангелоктисты. Сначала икона была поставлена на воротах церкви. Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы. В ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился прочь, но, не доехав до дома, пал на пути мертвым. Впоследствии икона была утеряна, но в храме сохранилась мозаичная копия чудотворного образа.

В России известны разные списки Кипрской иконы, прославившиеся чудотворениями. Особенно почитался образ, находящийся в селе Стромынь, недалеко от Москвы. Кипрская икона Божией Матери, находившаяся в Нижнем Новгороде, в церкви святого Иоанна Предтечи, прославилась многими чудесами. По молитвам перед ней прекратилась моровая язва в городе, свирепствовавшая в 1771 году. Жители брали святую икону к себе в дома, совершали перед ней молебны и получали исцеление.

Первоначальный Кипрский образ написан по иконографическому типу Панахранта («Богородица на троне», см. стр. 15). Но ее многочисленные списки существенно разнятся между собой. На одном из распространенных образов отсутствует трон, на котором восседает Богородица, а на полях изображены святые Онуфрий Великий и Петр Афонский. На другом Богомладенец держит в руках скипетр. На данном изводе Богородица с Младенцем на руках изображена в полный рост.

Молитва: "Слова человеком преславным Твоим Рождеством соединившая, и отринувшееся естество рода нашего небесным совокупльшая, яже ненадежных едина надеждо и боримых помоще, готовое заступление к Тебе притекающих, и всех христиан прибежище! Не гнушайся мене грешнаго, сквернаго, скверными помыслы и словесы и деяньми всего себе непотребна сотворша, и разумом лености сластей жития раба бывша. Но яко человеколюбиваго Бога Мати, человеколюбне умилосердися о мне грешнем и блуднем, и приими мое еже от скверных устен приносимое Тебе моление; и Твоего Сына и нашего Владыку и Господа, Матернее Твое дерзновение употребляющи, моли, да отверзит и мне человеколюбныя утробы Своея благости, и презрев моя безчисленная прегрешения, обратит мя к покаянию, и Своих заповедей делателя искусна явит мя. И предстани мне присно, яко милостивая и милосердая и благолюбивая, в настоящем убо житии теплая предстательница и помощница, сопротивных нашествия отгоняющи, и ко спасению наставляющи мя, и во время исхода моего окаянную мою душу соблюдающи, и темная зраки лукавых бесов далече от нея отгоняющи, в страшный же день суда вечныя мя избавляющи муки, и неичреченныя славы Твоего Сына и Бога нашего наследника мя показующи; юже и да улучу, Владычице моя, Пресвятая Богородице, Твоим ходатайством и заступлением, благодатию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: Перед иконой молятся об исцелении неизлечимых болезней и тяжких телесных недугов, об исцелении страждущих параличом и расслабленных, об избавлении от эпидемии и чумы, от моровых поветрий и холеры.

 

Икона Божией Матери "Елеуса"

Икона Божией Матери Елеуса

1-11

На Руси эта разновидность изображения Богоматери получила наименование «Умиление», что является не совсем точным переводом греческого слова «Елеуса», то есть «Милостивая». Таким эпитетом в Византии величали Саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем в русской иконографии наименование «Умиление» стали связывать с определенной иконографической схемой.

В греческом варианте этот тип икон назывался «Гликофилуса» — «Сладкое лобзание». Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божией с Ее Сыном.

Традиционно в иконах «Умиление» представлены две фигуры — Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Глава Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Взаимоотношение души с Богом — мистическая тема многих писаний святых отцов, поэтому Богоматерь «Умиление» — один из наиболее мистических типов богородичных икон.

Эта иконография была широко распространена в России. К иконам «Умиление» относятся: «Владимирская», «Волоколамская», «Донская», «Феодоровская», «Жировицкая», «Гребневская», «Ахренская», «Ярославская», «Взыскание погибших», «Почаевская» и т. д. Во всех этих иконах Богоматерь представлена в поясной композиции, в редких случаях встречается оплечная композиция, как, например, в иконе «Корсунская».

Молитва: "Общие тропари и молитвы."

 

Икона Божией Матери "Целительница"

Икона Божией Матери Целительница

1-12

Празднование иконе 1 октября (18 сентября по старому стилю).

Один из древнейших образов Божией Матери, относимый ко временам святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии IV века. Эта икона находилась в Цилканском храме в местности Карталинии, но была утеряна. Сейчас трудно установить доподлинно, как выглядел грузинский оригинал. Вероятно, на нем была изображена Богородица, исцеляющая одного или нескольких болящих.

Так или иначе иконы, на которых Пресвятая Дева предстоит Целительницей, склонившейся над лежащим на одре больным, получили довольно большое распространение и широко почитались верующими.

В России икона с таким названием была написана в Москве в XVII веке в связи с чудесным событием, рассказанным в книге святителя Димитрия Ростовского «Руно Орошенное». Певчий Наварнинской церкви Викентий Бульвиненский имел благочестивую привычку при входе и выходе из церкви преклонять колена пред образом Божией Матери и произносить молитву: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!» Однажды благочестивый клирик заболел (у него началось нагноение гортани) и от переносимых страданий буквально терял рассудок. Придя в себя, больной мысленно прочитал богородичную молитву и тотчас у изголовья увидел прекрасного юношу. С состраданием взирая на больного, Ангел-хранитель воззвал к Пресвятой Богородице, вознося Ей молитву об исцелении. Вдруг явилась Сама Матерь Божия и послала знамение Своей неизреченной милости: больной почувствовал себя совершенно здоровым, пошел в церковь и стал на клиросе вместе с поющими.

Написанную в память об этом исцелении икону поместили в Московском Алексеевском женском монастыре, находившемся тогда на месте Храма Христа Спасителя. После революции святыня хранилась в храме Воскресения Христова в Сокольниках (Кедровская церковь). 

Молитва: "Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умиле­нием, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему. По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бе­сы прогоняеши, обидимыя от бед из­бавлявши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши: еще же, Гос­поже Владычице Богородице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Тво­им к Сыну Твоему, Христу Богу на­шему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и покло­няющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков Аминь."

Молитвенная традиция: Перед иконой молятся об исцелении от различнх болезней, о рождении здоровых детей.

 

Икона Божией Матери "Иерусалимская"

Икона Божией Матери Иерусалимская

1-13

Празднование иконе 25 октября (12 октября по старому стилю).

По преданию, это один из 70-ти богородичных образов, написанных святым евангелистом Лукой. В 453 году святыня была перенесена из Иерусалима в Царьград греческим царем Львом Великим. В 988 году он преподнес икону в дар великому князю Владимиру, когда тот крестился в городе Корсуни (нынешний Херсонес на территории Севастополя). Святой Владимир даровал Иерусалимскую икону новгородцам, но в 1571 году царь Иоанн Грозный перенес ее в Москву, в Успенский собор.

Во время войны 1812 года древняя икона была утрачена и заменена списком XVII века.

Образ относится к иконографическому типу «Одигитрия». 

Молитва: "Пресвятая Госпоже, Владычице Богороди­це, упование всех уповающих на Тя, За­ступнице печальных, прибежище отчаян­ных, вдов и сирот Питательнице! Услыши и помилуй ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, со умилением ко пречистому Твоему образу припадающия: умоли, Милосердая Владычице, Сына Твоего и Господа нашего Иисуса Христа, да отвратит от нас правед­ный гнев Свой, да простит грехи и беззако­ния наша, яко да сподобимся благостию Его скончати житие наше в покаянии и получити милость Его со всеми избранными Его, яко благословена и препрославлена еси во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: Перед иконой молятся в скорби, печали и унынии, об исцелении от слепоты, болезней глаз и паралича, при эпидемии холеры, об избавлении от падежа скота, от пожара, при расслаблении, а также при нападении врагов.

 

Схема расположения киотов

Праздничные Богослужения, проходящие в соборе согласно расписанию служб, можно посмотреть по данной ссылке 

https://серафим.рф/

График Соборований

на Великий пост 2024г.

18 апреля

Четверг – 18:30

22 апреля

Понедельник – 17:00

26 апреля

Пятница – 18:30

Для записи обратитесь в церковную лавку

Требуются

Повар

З/п: 1400руб./смена +%. 

График работы 2/2 тел. 

(Доска обьявлений)

Экскурсии по собору

(Контакты)

15 апреля

Понедельник

Пятая седмица Великого Поста

Прп. Тита чудотворца

08 45 Утреня. Часы. Изобразительны. Вечерня. Заупокойная лития.

17 00 Соборование (Елеосвящение).

16 апреля

Вторник

Прп. Никиты исп., игумена обители Мидикийской

08 45 Утреня. Часы. Изобразительны. Вечерня. Заупокойная лития.

17 00 Исповедь. Утреня. 1-й час.

17 апреля

Среда

Прпп. Иосифа песнописца и Георгия, иже в Малеи

08 45 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

17 00 «Мариино стояние». Утреня с чтением Великого канона прп. Андрея Критского. 1-й час.

18 апреля

Четверг

Четверток Великого канона

08 45 Исповедь. 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

17 00 Исповедь. Утреня. 1-й час.

18 30 Соборование (Елеосвящение).

19 апреля

Пятница

Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского

08 45 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

17 00 Исповедь. Утреня с Акафистом Похвала Пресвятой Богородице. 1-й час.

20 апреля

Суббота

Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы

07:30 Исповедь с чтением правила ко св.Причастию

08 45 Часы. Божественная Литургия.

16 00 Молебен свт. Луке Крымскому.

17 00 Исповедь. Всенощное бдение.

21 апреля

Воскресение

Неделя 5-я Великого Поста.

Прп. Марии Египетской

05 45 Часы. Ранняя Божественная Литургия.

08 00 Параклис Пресвятой Богородице. Часы. Исповедь.

09 00 Поздняя Божественная Литургия. Водосвятный молебен.

16 00 Вечерня с чином Пассии с чтением акафиста Страстям Христовым.




 

^ Наверх