Киот А9

 

Киот А9 Икона Божией Матери "Почаевская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Арапетская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Предста Царица Царь-Царем" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Пюхтицкая (У источника)" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Умиление" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Ченстоховская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Цареградская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Калужская" - перейти к описанию Икона

 

Икона Божией Матери "Почаевская"

Икона Божией Матери Почаевская

9-1

Празднование иконе 5 августа (23 июля по старому стилю) и 21 (8) сентября.

История образа неразрывно связана с Почаевским монастырем в честь Успения Пресвятой Богородицы на Украине. На горе, где ныне расположена Успенская Почаевская лавра, в 1340 году поселились два инока. Однажды один из них, направляясь после молитвы к вершине горы, увидел Богородицу, стоящую на камне, словно объятую пламенем. После того как явление исчезло, на камне, где появлялась Богородица, остался отпечаток Ее правой стопы. След сохранился до сих пор и всегда наполнен водой, чудесным образом источаемой камнем. Вода в стопе не оскудевает, хотя паломники постоянно наполняют ею свои сосуды для исцеления от недугов.

История же явления в обители самой Почаевской иконы Божией Матери началась в 1559 году, когда митрополит Неофит из Константинополя, проезжая через Волынь, посетил жившую недалеко от Почаева дворянку Анну Гойскую. В благословение он оставил ей богородичный образ, от которого вскоре стало исходить сияние. Когда в 1597 году перед иконой исцелился брат Анны, она передала ее в Почаевский монастырь.

За время своего существования обитель претерпела немало притеснений — от лютеран, турок, униатов, но благодаря заступничеству Божией Матери все невзгоды преодолевались. В 1831 году Почаевская обитель окончательно перешла к православным, затем получила статус лавры, а с ее главной святыни стали делать списки (известно около 300 чудотворных списков), широко распространяемые по России.

В самой лавре кроме древнего чудотворного образа особым почитанием пользуется чудотворный список, подаренный киевлянами в память об избавлении от холеры в 1848 году. На этой иконе изображен камень с отпечатком стопы Богоматери. Подлинный же образ имеет небольшой размер — 30х23 см — и представляет собой поясное изображение Богоматери, относящееся к иконографическому типу «Умиление». На правой руке Ее — Предвечный Младенец, в левой — плат, прикрывающий Его. На иконе есть несколько мелких изображений святых, позволяющих предполагать, что ранее реликвия принадлежала какому-нибудь семейству, изобразившему на ней своих небесных покровителей.

В 1869 году святыню украсили золотой ризой с драгоценными камнями и поместили в киот, имеющий необычную звездообразную форму. 

Молитва: "О, Всемилостивая Госпоже, Царице и Владычице, от всех родов избран­ная, и всеми роды небесными и зем­ными ублажаемая! Воззри милостивно на предстоящий пред святою иконою Твоею и усердно к Тебе моля­щийся народ сей, и сотвори предстательством и заступленном Твоим у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже изыдет отсюду упования своего тощ и посрамлен в надежде своей, но да приимет кийждо от Тебе вся, по благому изволению сердца своего и по нужде и потребе своей, во спасе­ние души и во здравие телу. Призри благосердием, Всепетая Богородице, и на обитель сию, Твоим именем нарицающуюся, юже от лет древних возлюбила еси, избравши ее в достоя­ние себе, и неоскудно источающи токи исцелений от чудотворныя иконы Твоея и от приснотекущаго источни­ка, в следе стопы Твоея, нам открытаго, и сохрани ю от всякаго прилога и навета вражия, якоже древле сохра­нила еси Твоим явлением целу и неврежденну от лютаго нашествия агарянскаго, да выну воспевается и славит­ся в ней Пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое преславное успение, во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: Пред иконой молятся о даровании мирных времен и утверждения Отечества в православной вере.

 

Икона Божией Матери "Арапетская"

Икона Божией Матери Арапетская

9-2

Празднование иконе 6/19 сентября.

Относится к числу наиболее древних икон. Сведений о месте и времени явления образа не сохранилось, существуют лишь предположения по этому вопросу. Одни относят обретение и прославление иконы к началу IV века, а именно к 301 году. По другим же источникам, это произошло в более раннее время — в I ве ке, к тому моменту, когда святой апостол Фома распространял свет евангельского учения в Индии.

Наиболее ранний список первообраза встречается в Сийском лицевом иконописном подлиннике XVII века. Здесь икона именуется «Арапетская». В начале XX века распространилось и другое название этого образа — «Аравийская».

Образ также известен как икона «О, Всепетая Мати». Это связано с тем, что в русской иконописной традиции начиная с XVII века на кайме мафория Богоматери стали писать строки из Великого акафиста Пресвятой Богородицы: «О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуиа». Кроме того, на кайме мафория Богоматери можно прочитать слова, которыми начинается Акафист: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых...». Икона представляет собой поясное изображение Богоматери в трех четвертном повороте, ладонями легко поддерживающей Младенца Христа на уровне Его предплечий. Руки Спасителя подняты и лежат на груди Богоматери. Облачения Пресвятой Девы на иконах «О, Всепетая Мати» обычно, как и на этой конкретной иконе, состоят из красно-коричневого хитона и вишневого «облачного» мафория, являющегося символом горнего мира. Христос облачен только в набедренный плат и гиматий, который на данном изображении имеет уникальную «облачную» форму и, словно окутывая, поддерживает и сокрывает Христа. 

Молитва: "Общие тропари и молитвы"

Молитвенная традиция: Пред иконой молятся об облегченнии и исцелении своих недугов и об утешениях в скорби.

 

Икона Божией Матери "Предста Царица Царь-Царем"

Икона Божией Матери Предста Царица  Царь-Царем

9-3

 

Икона Божией Матери "Пюхтицкая (У источника)"

Икона Божией Матери Пюхтицкая (У источника)

9-4

Празднование иконе 1 июля (18 июня по старому стилю).

История этого богородичного образа началась более чем за триста лет до его написания, с обретения первой пюхтицкой чудотворной святыни — Успенской иконы Божией Матери. Обе прославленные святыни в настоящее время находятся в Успенском соборе Пюхтицкого женского монастыря в Эстонии.

По преданию, в XVI веке на прибалтийской горе под названием Куремяэ (с эст. «Журавлиная гора») простым эстонским пастухам было чудесное явление Богородицы, здесь же была найдена икона «Успение Пресвятой Богородицы». Пастухи были лютеранами и потому передали образ православным христианам, которые со временем основали на этом месте Пюхтицкий Успенский женский монастырь. Сама же гора получила название Пюхтицкая, что означает «святое место».

Судьба же второй пюхтицкой святыни, «У источника», связана с именем праведного Иоанна Кронштадтского. В 1894 году сестры монастыря подарили горячо любимому пастырю икону, изображающую явление Пресвятой Богородицы у источника при Святой горе. Известно, что батюшка много молился перед этим образом, а накануне кончины завещал его одной благочестивой петербургской чете. От супругов икона перешла монахине Вирсавии, насельнице закрытого к тому времени Санкт-Петербургского Иоанновского монастыря. Матушка бережно хранила икону до времени, когда Сама Пресвятая Богородица, явившись ей во сне, открыла Свою волю о возвращении образа в Пюхтицкую обитель. Богородица сказала, утешая монахиню: «Я Сама к тебе приду». Случилось это на Пасху 1946 года. Вскоре мать Вирсавия умерла, а образ Божией Матери «У источника» был возвращен в обитель.

На этом акафистном изображении «У источника» Богоматерь в голубом одеянии стоит на фоне суровой природы прибалтийского края. Такое воплощение Ее не в окружении небесной славы — это зримое выражение мысли о молитвенном заступлении Пречистой Девы за страждущую землю.

Молитва: "О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и покланяемся Тебе пред светозарным образом Твоим и смиренно молим: прости, Всемилостивая, вся заблуждения наша и вся оскорбления, в ведении или в неведении Сыну Твоему и Спасителю нашему от юности обильно нанесенная неисполнением заповедей Его святых, небрежением к святыне, нерадением в молитве и нетерпением в несении креста нашего. Призри на жажду спасения и несильныя труды и пребуди с многогрешным, но оставшимся верным Сыну Твоему малым Его стадом по неложному слову Его, во Святем Евангелии реченному: “Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дата вам Царство”. О Животворящий Источниче нашего утешения, к Тебе возносим смиренное сие моление и просим Матернего Твоего о нас заступления пред Престолом Отца нашего Небеснаго. Не лиши нас Царства сего благодатнаго за премногия грехи наша, ибо вемы, яко ничто внешнее и самолюбивое, гордое и тщеславное, ни славныя достижения мирския, ни добродетели, с тайным самолюбованием совершаемыя, ни степени, ни чины, ни самое иноческое звание не возмогут возвести нас в Царствие Небесное, токмо сердце чистое и дух сокрушенный и смиренный, за многия молитвенныя труды Духом Святым даруемыя. Помози нам оставшиеся дни жизни нашея в духе и истине покланятися Сыну Твоему, Милосердная Богородице, и, стяжав нелицемерную любовь к Богу и ближнему, исполнити сию первейшую заповедь Господню, единственно приводящую в Царство Небесное. Невзирая на недостоинство наше, сподоби нас соделатися чадами Божиими по благодати и наследовати жизнь вечную со всеми, в покаянии Богу угодившими, и введи нас, Мати Божия, язвами Сына Твоего Иисуса Претихаго в Небесный Чертог Его, дабы вечно славити и воспевати Пречестное и Великолепое имя Всесвятыя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь."

 

Икона Божией Матери "Умиление"

Икона Божией Матери Умиление

9-5

На Руси эта разновидность изображения Богоматери получила наименование «Умиление», что является не совсем точным переводом греческого слова «Елеуса», то есть «Милостивая». Таким эпитетом в Византии величали Саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем в русской иконографии наименование «Умиление» стали связывать с определенной иконографической схемой. В греческом варианте этот тип икон назывался «Гликофилуса» — «Сладкое лобзание».

Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божией с Ее Сыном. Традиционно в иконах «Умиление» представлены две фигуры — Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Глава Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Взаимоотношение души с Богом — мистическая тема многих писаний святых отцов, поэтому Богоматерь «Умиление» — один из наиболее мистических типов богородичных икон.

Эта иконография была широко распространена в России. К иконам «Умиление» относятся: «Владимирская», «Волоколамская», «Донская», «Феодоровская», «Жировицкая», «Гребневская», «Ахренская», «Ярославская», «Взыскание погибших», «Почаевская» и т. д. Во всех этих иконах Богоматерь представлена в поясной композиции, в редких случаях встречается оплечная композиция, как, например, в иконе «Корсунская».

 

Икона Божией Матери "Ченстоховская"

Икона Божией Матери Ченстоховская

9-6

Празднование иконе 19 марта (6 марта по старому стилю).

Считается, что этот образ — один из тех 70-ти, что приписывают руке святого евангелиста Луки. По преданию, икона была написана в Иерусалиме, в Сионской горнице. В 66—67 годах, во время нашествия римских войск, христиане бежали в местечко Пеллу. Вместе с другими святынями они сохраняли в пещерах и Ченстоховский образ Богоматери. В 326 году, когда святая царица Елена ходила в Иерусалим для поклонения святым местам и обрела Крест Христов, она получила в дар от христиан эту икону, привезла ее в Константинополь и поставила во дворцовой часовне, где святыня находилась в течение пяти веков.

В Россию чудотворный образ с великой честью был принесен основателем города Львова (Лемберга — 1268—1270) галицко-волынским князем Львом Даниловичем и помещен в Бельзском замке. Когда татары, вторгнувшись в пределы России, осадили замок Бельз, святыня была установлена на городской стене. Пронзенный вражеской стрелой, чудотворный образ сохранил навсегда следы истекшей крови. Спустившаяся тогда на войско татар мгла заставила их снять осаду замка и удалиться.

Множество чудес от Ченсто ховского образа было засвидетельствовано в особой книге, хранящейся в храме Ченстоховского монастыря.

С этой иконы, написанной по иконографическому типу «Одигитрия» , было сделано много списков как для католических, так и для православных храмов.

Молитва: "О Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, от всех родов избранная и всеми роды небесными ублажаемая! Воззри милостиво на предстоящия пред святою иконою Твоею люди сия, усердно молящияся Тебе, и сотвори предстательством Твоим и заступлением у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже отыдет от места сего тощ упования своего и посрамлен в надежде своей, но да приимет кийждо от Тебе вся по благому изволению сердца своего, по нужде и потребе своей, во спасение души и во здравие телу. Наипаче же осени и огради покровом Твоим, Милосердная Мати, Церковь Твою Святую, вышним Твоим благословением архиереи наши православныя укрепи, миром огради, и Святей Твоей Церкви целых, здравых, честных, долгоденствующих право правящих слово Своея истины даруй, от всех же видимых и невидимых враг, со всеми православными христианы, милостиво избави, и во православии и твердей вере до конца веков непоступно и неизменно сохрани. Призирай благосердием, Всепетая, и призрением милостиваго Твоего заступления на всю страну нашу Российскую, грады наша и град сей и духовный вертоград зде сущий, и на сия богатыя Твоя милости неоскудно изливай. Ты бо еси всесильная Помощница и Заступница всех нас. Приклонися к молитвам и всех раб Твоих, притекающих зде ко святей иконе Твоей зде притекающих, услыши воздыхания и гласы, имиже раби Твои молятся во святем месте сем. Аще же и иноверный, и иноплеменник, зде преходя, помолится, услыши, чадолюбивая Госпоже, и сего человеколюбне и милостивно соделай, яже к помощи ему и ко спасению. Ожесточенныя же и разсеянныя сердцы своими во странах наших на путь истины настави: отпадшия от благочестивыя веры обрати и паки святей Православней Кафолической Церкви сопричти. В домех людей Твоих и во братии святыя обители сея мир огради и соблюди, в юных братство и смиренномудрие утверди, старость поддержи, отроки настави, в возрасте совершеннем сущия умудри, сирыя и вдовицы заступи, утесненныя и в скорбех сущия утеши и охрани, младенцы воспитай, болящия уврачуй, плененныя свободи, ограждающи ны присно от всякаго зла благостию Твоею, и утеши милостивным Твоим посещением и вся благодеющия нам. Даруй же, Благая, земли плодоносие, воздуху благорастворение и вся, яже на пользу нашу, дары благовременныя и благопотребныя, всемощным Твоим предстательством пред Всесвятою Живоначальною Троицею, в Ея же храме предстоим еси, нам помогающи. Прежде отшедшия отцы и матери, братию и сестры наша, и вся от лет древних ко святей иконе Твоей сей припадавшия, упокой в селениих святых, в месте злачне, в месте покойне, идеже несть печаль и воздыхание. Егда же приспеет и наше от жития сего отшествие и к вечной жизни преселение, предстани нам, Преблагословенная Дево, и даруй христианскую кончину жития нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и Святых Тайн причастну, да и в будущем веце сподобимся вси, купно со всеми святыми, безконечныя блаженныя жизни во Царствии возлюбленнаго Сына Твоего, Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Емуже подобает слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: Пред иконой молятся о спасении России, о даровании стране православного правителя, а также о помощи в бедах, болезнях и страданиях.

 

Икона Божией Матери "Цареградская"

Икона Божией Матери Цареградская

9-7

Празднование иконе 8 мая (25 апреля по старому стилю).

В основе названия иконы лежит вера христиан в то, что Божия Матерь помогает избавиться от бед и несчастий всем, кто с молитвой обращается к Ней за помощью. Так, в Каноне молебном ко Пресвятой Богородице есть слова: «Богородице Владычице, предвари (поспеши), и от бед избави нас» (Песнь 3).

В России данное богородичное изображение известно чтимыми списками: из Никольского придела Богоявленского собора в Елохове в Москве, Казанского собора города Людиново Калужской области, из арзамасского собора во имя святителя Николая Чудотворца женского монастыря. На перечисленных списках Богородица представлена сидящей, в царском одеянии: в венце, распахнутом гиматии с запоной (либо без нее) и в платье с поясом (редко без пояса), на голове плат. Богомладенец сидит на левой руке Матери (тип «Одигитрия»), Которая правой рукой придерживает Его ножки. Различия изводов трех чтимых икон касаются позы Младенца, жеста правой руки Богоматери.

В нижегородском списке, представленном в этом издании, возможно, совмещены элементы двух иконографий: «Избавление от бед страждущих» и «Избавительница». На представленной иконе, как и на чтимом арзамасском списке, Младенец касается головкой щеки Матери, а правой ручкой — Ее шеи. Гиматий Божией Матери без застежки, на правом плече — звезда. 

Молитва: "К Тебе, Пресвятей Госпоже Богородице, недостойнии раби Твои прибегаем: Ты бо, Преблагая, едина незлобивая и велемощная к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, за ны, грешныя, Ходатаица и Непостыдная Предстательница. Веси, яко зело преогорчихом благость Его преступлением Божественных Его заповедей. Несть бо греха, егоже мы, непотребнии, не сотворихом, всяк страх отвергши, того ради и Духа благодати и дара преестественнаго сыноположения отвергохомся и всякаго отвращения и казни достойни сотворихомся. Веси, Преблагая Заступнице, яко и Твоя милости и дарования мы, безумнии, забвению предахом и Твоего милосердия недостойни содеяхомся. Колико бо Тя, Госпоже Богородительнице, на умоление Сына Твоего и Бога нашего подвизахом, обещавше Ти, Пречистая, от злых исправление, толико Твое матернее к Нему за ны, грешныя, предстательство и заступление нивочтоже вменихом, неблагодарни и злонравни суще. Ныне стыд носяще и ниже достойни воззрети на пречистый образ Твой, пред нимже предстахом. Но, о свете душ наших, светлое зерцало благости Божия! И мы вемы, колико может Твое матернее ко Христу Богу нашему дерзновение, вемы, яко никтоже, прибегаяй к Тебе, Благосердая, с покаянием и умилением, посрамлен от Тебе бысть, или призываяй Тебе, Пречистая, не услышан от Тебе изыде: чтит бо Сын Твой Тя, Богоневесто, яко Матерь Свою, милостивно приемля моления Твоя. Сего ради и ужасаемся воззрети к Свету Твоея страшныя и Богоподобныя славы, осквернены имуще очи душевныя, обаче колена душ и телес наших преклоняюще, молим Тя, Боголепная Марие, яко Матерь и Царицу нашу: умилосердися на ны, непотребныя рабы Твоя, и, имиже веси судьбами, взыщи ны, погибшия, просвети наш ум светом Твоего Боговедения, да, им озарени суще, всякое злое помышление и всяк безстудных деяний образ до конца отсечем, всем же сердцем заповеди Господни возлюбим и в них непорочно ходити начнем. Еретическая возстания прекрати, разсеянныя же собери, заблуждшия возврати во едино стадо Сына Твоего, Христа Бога нашего, старость поддержи, юныя вразуми, вдовиц и сирот защити, болящия исцели, страну же нашу миром огради и во веки незыблему соблюди, всем же нам преспеяние в вере и делех благих в долготу дней даруй. Прежде отшедшия отцы и братию нашу во светлостех райских и селениих праведных упокой, с ними и нас всех в покаянии и исповедании приими и сопричти, да и мы, Преблагая наша Заступнице, Богомати и Владычице, спасени суще Твоим ходатайством, восхваляя Тя, прославим со всеми святыми пречестное и пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго Бога, ныне, и присно, и во веки. Аминь."

Молитвенная традиция: Пред иконой молятся об избавлении от иноземного вторжения и о помощи во всевозмоных житейских нуждах.

 

Икона Божией Матери "Калужская"

Икона Божией Матери Калужская

9-8

Празднование иконе 15 сентября (2 сентября по старому стилю), 25 (12) октября.

Явление иконы случилось 31 июля 1748 года. На чердаке дома помещика Василия Хитрова в селе Тинькове (Калужская область) был обнаружен небольшой сверток холста с изображением Женщины в темном одеянии с книгой в руках. Одна из служанок приняла его за изображение игуменьи монастыря и показала второй, Евдокии, пригрозив ей гневом игуменьи за нерадивость и сквернословие. Но Евдокия, плюнув на образ, сказала: «Вот как я боюсь твоей игуменьи» — и тотчас же упала, разбитая параличом. В ту ночь родителям девушки явилась Богородица и объявила, Кто был оскорблен в лице изображенной на холсте Женщины. Пречистая Дева велела молиться перед поруганной иконой и окропить девушку водой, истекающей из-под храма. Все это было сделано, и Евдокия, принеся покаяние, исцелилась. Затем последовало сразу несколько чудесных исцелений, после чего икона с почестями была перенесена в приходской храм в честь Рождества Богородицы в селе Калужка (Калуженка).

Образ относится к иконографическому типу «Параклесис».

Молитва: "О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Дивная Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию сердец наших; призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию предстоящих пред чудотвор­ною Твоею иконою и со умилением молящихся Тебе, Владычице! Не предаждь умалению Церковь Православную, помози нам, Пресвя­тая Богородице, святоотеческую Православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити и избави ны от пагубных душевредных учений. На Твою, Дивная Царице Небесе и земли, милость уповаем, раби Твои: очисти умы наша от греховных помыслов, душевнаго разслабления, обуревания страстей, от искушений, соблазнов и грехопадений; Ты бо еси, Владычице, крепкое прибежище грешников ка­ющихся. Воздвигни нас из глубины греховныя и истинным покаянием ороси изсохшая сердца наша, просвети сердечная очеса наша ко зрению спасения, и прельщенных бесовскою прелестию на путь правый настави; всякое дело злое и богопротивное разруши; вся­кому же благому и богоугодному делу научи и споспешествуй; вложи. Владычице, в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух кротости, смирения, терпения, незлобия; умягчи злая сердца наша и ниспосли нам рев­ность о спасении ближних наших. Вразуми и научи ны, о Всемилостивая Заступнице наша, како безгрешно ходити по пути земнаго сего жития: яко Ты, Пресвятая, веси веру нашу, и упование наше видиши. О Владычице мира! Скорбящих утеши, бедствующим помози; сохрани от молниеноснаго грома, тлетворных ветр, лютых болезней, смертоносныя язвы, междоусобныя брани, нашествия врагов иноплеменных. О Пресвятая Богородице! Избави ны от внезапныя и насильственныя смерти; всем нам даруй обращение на путь истинный и христианскую кончину живота нашего безболезненну, непостыдну, мирну, Святых Тайн причастну. Во время исхода нашего предстани нам, Дево Богородице, и избави ны от власти бесовския, воздушных горьких мытарств и огня вечнаго. Скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли, и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокое­нии их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица. Преставльшихся же в вере и покаянии от временнаго жития сего отцы, братию, Матери и сестры наша сподоби Твоим хода­тайством вселитися во обителех Небесных со Ангелы и со всеми святыми, идеже непрес­танно гласы празднующих и радостно славящих Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: Пред иконой молятся страдающие недугом расслабления, болезнью ушей, глухотой, об избавлении от холеры и чумы, от нашествия иноплеменных.

 

Икона Божией Матери "Гора Нерукосечная"

Икона Божией Матери Гора Нерукосечная

9-9

Празднование иконе 25 января / 7 февраля.

Это редкое произведение древнерусской иконописи представляет собой самостоятельную композицию. Сюжет названия восходит к толкованию пророком Даниилом сна царя Навуходоносора, повествующего о камне, чудесным образом оторвавшемся от горы: «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их» (Дан 2:34). С первых веков христианства этот текст, в котором Богородица сравнивается с горой, а Иисус Христос — с камнем, воспринимается как пророчество о Боговоплощении. Другое толкование: гора — символ Церкви Нового Завета. На иконе гора плотно вписана в среднюю часть одеяния Богородицы и как бы составляет Ее плоть. Царица Небесная и Новый Завет — единое целое.

Существуют два вида иконы с этим названием: Божия Матерь, восседающая на престоле, и поясное изображение Богородицы. Иконография включает ряд символических изображений, прославляющих Богоматерь, которые восходят к Ветхому Завету и многократно упоминаются в святоотеческой литературе, в Акафисте Божией Матери и других гимнографических текстах, возникших под его влиянием («Гора Нерукосечная» и отвалившийся от нее камень, «Руно Орошенное», «Неопалимая Купина», «Лествица Иакова»). 

Молитва: "К Тебе, Владычице, пред иконою Твоею, во умилении преклонив выю свою гордую, взываю: Се аз, грешный, от несущего к сущему возван бых, но скоро за моя безчисленыя и мерзкая согрешения вновь в несущее во адовых безднах обращен буду; но из тьмы зловонныя грехов моих молюся Ти, Преблагая: спаси мя, умоли Сына Твоего пождати паки, да не пожрет мя днесь напрасныя смерть, и да по велицей милости Его и при благоприятной Твоей, Пречистая, помощи, обращуся от тьмы к Свету, от самолюбия к боголюбию, от неверия к вере, от зла ко благу, о богомерзости греха к преподобию ; аще бо что человеку невозможно бысть, то Богу возможно, и да отныне послужу ко прославлению Сына Твоего, предадяся всеблагой воле Его, дабы и мне приидти по страшнем судище Христовом ко благим и возлюбленным овцам пажити Его в радость присную и жизнь вечную. Аминь."

Молитвенная традиция: Пред этой иконой верующие воссылают молитвы к Богоматери об исцелении душевных и телесных недугов, взывают о мире в доме, любви и взаимопонимании в семье, о согласии друг с другом. Перед этим образом к Богородице также обращаются женщины с молитвами о даровании им детей.

 

Схема расположения киотов

Праздничные Богослужения, проходящие в соборе согласно расписанию служб, можно посмотреть по данным ссылкам в онлайн-режиме:

https://xn--80ajkqrey.xn--p1ai/nizhniy-novgorod/kafedralnyj-sobor#translation

https://xn--80ajkqrey.xn--p1ai/broadcast/broadcast

 

3 АВГУСТА, ПОНЕДЕЛЬНИК

Седмица 9-я по Пятидесятнице

Пророка Иезекииля

09-00 Исповедь, часы. Божественная литургия.

16-00 Молебен от вредоносного поветрия.

17-00 Всенощное бдение.

4 АВГУСТА, ВТОРНИК

Мироносицы равноап. Марии Магдалины

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК

08-30 ВОДОСВЯТНЫЙ МОЛЕБЕН.

09-00 Исповедь, часы. Божественная литургия.

16-00 Молебен от вредоносного поветрия.

17-00 Вечерня, полиелейная утреня. 

5 АВГУСТ, СРЕДА

Прав. воина Феодора Ушакова

08-30 Молебен свщмч. Киприану и мц. Иустинии.

09-00 Исповедь, часы. Божественная литургия.

16-00 Молебен от вредоносного поветрия.

17-00 Вечерня, полиелейная утреня.

6 АВГУСТА, ЧЕТВЕРГ

Мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида 

08-30 Молебен блгв. кн. Александру Невскому.

09-00 Исповедь, часы. Божественная литургия.

16-00 Молебен от вредоносного поветрия.

17-00 Всенощное бдение.

7 АВГУСТА, ПЯТНИЦА 

Прп. Макария Желтоводского, Унженского

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК

08-30 ВОДОСВЯТНЫЙ МОЛЕБЕН.

09-00 Исповедь, часы. Божественная литургия. (Богослужение в верхнем приделе).

16-00 Молебен от вредоносного поветрия.

17-00 Вечерня, утреня.

8 АВГУСТА, СУББОТА

Прмц. Параскевы

08-30 Панихида.

09-00 Исповедь, часы. Божественная литургия. 

16-00 Молебен от вредоносного поветрия.

17-00 Всенощное бдение.

9 АВГУСТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ

Неделя 9-я по Пятидесятнице 

Вмч. и целителя Пантелеимона

Глас 8-й

06-00 Ранняя литургия.

08-00 Параклис Пресвятой Богородице.

09-00 Божественная литургия. Водосвятный молебен.

16-00 Молебен от вредоносного поветрия.

17-00 Вечерня, полиелейная утреня.

^ Наверх