Киот А4

 

Киот А4 Икона Божией Матери "Тихвинская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Живоносный Источник" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Римская - Лиддская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Словенская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "О Тебе радуется" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Одигитрия" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Аравийская - Арапетская" - перейти к описанию

 

Икона Божией Матери "Тихвинская"

Икона Божией Матери Тихвинская

4-1

Празднование иконе 9 июля (26 июня по старому стилю)

По преданию, образ написан святым апостолом и евангелистом Лукой. В V веке из Иерусалима икона была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году святыня исчезла и в лучезарном свете явилась над Ладожским озером. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. На этом месте был построен храм в честь Успения Пресятой Богородицы. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613—1614 годах шведы, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Однажды иноки в страхе решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Пречистой. Братия успешно отражала атаки противника. Шведам то представлялась многочисленная рать русских, то небесное воинство, и они обращались в бегство. После этой чудесной победы в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они заключили мир со шведами. Впоследствии этот список был принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем в Софийском.

В 1944 году будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (Гарклавс) и мирянин по имени Сергий (впоследствии его приемный сын), спасая чудотворный образ, увезли его в Европу, а затем — в США. Торжественное возвращение святыни произошло в июне 2004 года.

Образ написан по иконографическому типу «Одигитрия». Ее отличительной особенностью является легкий разворот Матери, Младенец также изображается вполоборота с необычно согнутой ногой и пяткой, развернутой наружу.

Молитва: "Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога наше­го, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, на­ипаче же нам, христоименитым людем российскаго народа, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, яко и ныне удивила еси неизреченную Свою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным само­пришествием пречистыя Твоея иконы, еюже всю просветила еси Российскую страну; темже и мы, грешнии, со стра­хом и радостию покланяющеся, вопи­ем Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй вся люди, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и покланяющимся пре­святому образу Твоему: яко благо­словенна еси с Рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: Пред иконой молятся о прозрении слепых и исцелении глазных болезней, бесноватых, при болезнях детей, расслаблении суставов, параличе, падучей болезни, от нашествия иноплеменных. Икона является покровительницей младенцев.

 

Икона Божией Матери "Живоносный Источник"

Икона Божией Матери Живоносный Источник

4-2

Празднование иконе в пятницу Светлой седмицы

Эта чудотворная мозаичная икона была выполнена в XIV веке и пребывала в Константинопольском монастыре Богоматери Пиги. В V веке близ Константинополя находилась роща, посвященная, по преданию, Пресвятой Богородице. В ней был заброшенный чудодейственный источник. В 450 году воин Лев Маркелл, встретив в этом месте заблудившегося слепца, помог ему выбраться на тропинку и устроиться в тени. В поисках воды для путника он услышал повеление Богородицы найти заросший источник и помазать тиной глаза слепому. Когда Лев исполнил повеление, слепой немедленно прозрел. Также Божия Матерь предрекла Льву, что он станет императором, и через семь лет предсказание исполнилось. Став императором, Лев Маркелл распорядился очистить источник, обнести его каменным кругом и на нем воздвигнуть храм в честь Богородицы. Он назвал святой ключ «Живоносным источником». Так же впоследствии была названа и икона Богородицы, написанная для новой церкви.

После литургии в православных храмах обычно совершается водосвятный молебен перед иконой Божией Матери «Живоносный Источник». Водой, освященной на этом молебне, верующие окропляют свои сады и огороды, призывая помощь Господа и Его Пречистой Матери на дарование урожая.

Молитва: "О Пресвятая Дево, Мати Господа нашего Иисуса Христа! Ты еси Мати и покровительница всех к Тебе прибегающих, призри с благосердием на молитвы грешных и смиренных чад Твоих. Ты, именуемая Живоносный Источник благодатных врачеваний, исцели болезни страждущих и умоли Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, да низпослет и всем притекающим к Тебе здравие душевное и телесное и, простив нам вольная и невольная согрешения наша, дарует нам вся яже к вечней и временней жизни потребная. Ты еси всех скорбящих радость, услыши нас, скорбных; Ты еси утоление печали, утоли и нашу печаль; Ты еси взыскание погибших, не попусти и нам погибнути в бездне грехов наших, но всегда избавляй нас от всяких скорбей и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша преблагая, надежде наша несокрушимая и заступнице необоримая, не отврати лица Твоего от нас за множество прегрешений наших, но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего и сотвори с нами знамение милости Твоея во благо: яви нам помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом. От всякаго же начинания греховнаго и помышления лукаваго отврати нас, да всегда славим пречестное имя Твое, величающе Бога Отца и Сына Единороднаго Господа Иисуса Христа и Животворящаго Святаго Духа со всеми святыми во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: Пред иконой Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» молятся о сохранении праведной жизни, об исцелении телесных и душевных недугов, страстей, о помощи в скорби.

 

Икона Божией Матери "Римская - Лиддская"

Икона Божией Матери Римская - Лиддская

4-3

Празднование иконе 9 июля (26 июня по старому стилю)

В церковном календаре существует два названия этой иконы Богородицы: «Римская» и «Лиддская». Но и в том, и другом случае речь идет об одной иконе, написанной по иконографическому типу «Одигитрия».

Согласно преданию, Лиддская икона Божией Матери явилась следующим образом. Апостолы Петр и Иоанн Богослов устроили храм в Лидде, недалеко от Иерусалима. Придя в Иерусалим, они попросили Божию Матерь Своим присутствием благословить церковь. Пресвятая Дева Мария на это отвечала им: «Идите с радостью, Я буду там с вами». Вернувшись в Лиддский храм, апостолы на одном из его столпов обнаружили нерукотворное изображение Богородицы. В IV веке по приказу римского императора иконоборца Юлиана Отступника образ несколько раз пытались уничтожить — его вырубали каменотесы, но краска лишь глубже врезалась внутрь столпа.

В VIII веке Константинопольский патриарх Герман велел сделать список (копию) чудотворной иконы, но во время изгнания иконоборцами, предчувствуя свою скорую кончину, пустил его в море. На другой день икона чудесным образом достигла Рима, где явила немало чудес и исцелений. Через сто с лишним лет, когда на Востоке было восстановлено почитание икон, во время одного из богослужений образ на виду у всех снялся со своего места и опустился в реку Тибр. Вскоре святыня прибыла в Царьград, была узнана римскими послами и поставлена в храме Богородицы. С этого времени икона получила еще одно название — «Римская».

После XI века следы древней Лиддской иконы затерялись. На Руси список Лиддской иконы Божией Матери известен с XIV века. Древняя святыня, хранящаяся в Борисоглебском монастыре недалеко от Ростова Великого, в 1922 году подверглась поруганию — с иконы была снята драгоценная риза. В 1928 году монастырь был закрыт, святыня изъята.

В 1937 году Лиддская икона Божией Матери с клеймами была передана Государственной Третьяковской галерее. По документам список находится в собрании музея, но в действительности под именем «Лиддской» в инвентарной книге описана другая икона. Современное местонахождение настоящей Лиддской иконы неизвестно.

 

Икона Божией Матери "Словенская"

Икона Божией Матери Словенская

4-4

Празднование иконе 6 октября (23 сентября по старому стилю)

Этот образ был обретен 15 мая 1628 года неким Титом Гавриловым, жителем деревни Шерстнево Галичского уезда Костромской губернии.

По преданию, явившись в видении тяжело больному, парализованному и ослепшему Титу, Пресвятая Богородица повелела ему идти к речке Словинке, протекавшей в Кусской волости, и в обветшавшей, заброшенной церкви за престолом, под деревом, проросшим сквозь разрушенную кровлю храма, найти Ее святую икону.

Придя в себя, совершенно исцелившийся Тит, не медля ни минуты, вместе с местным священником отправился по указанному пути. В церкви, которая уже более шести десятилетий стояла в запустении, за престолом был обнаружен прекрасный образ Божией Матери, излучавший ослепительный свет. Тит Гаврилов остался на месте явления иконы, а позднее принял монашество. От образа Пресвятой Богородицы проистекали многочисленные чудеса. В 1635 году на месте чудесного явления святого образа был основан мужской монастырь — Словенская пустынь, просуществовавшая до 1764 года. Чудотворная икона после упразднения монастыря была перенесена в сельский деревянный храм (ныне село Словинка Антроповского района Костромской области), позднее перестроенный в каменный.

Образ написан по иконографическому типу «Одигитрия» (см. ниже). Младенец касается правой рукой лика Богоматери, в левой держит в руке свернутый свиток. На плечах Иисуса изображен клав — узкая нашивная полоска. В Римской империи клав обозначал, что обладатель является свободным римским гражданином. В иконографии Спасителя (который не имел римского гражданства) клав — символ избранничества и особой чистоты человеческой природы.

Молитва: "Приими, всеблагомощная, пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся святаго тела Его и Пречистыя крове Его. Темже блаженная еси в родех родов, Богоблаженная, херувимов светлейши и серафимов честнейши сущая. И ныне, всепетая пресвятая Богородице, не престай молящися о нас недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди: яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков."

Молитвенная традиция: Пред иконой молятся об избавлении от душевных и телесных страданий.

 

Икона Божией Матери "О Тебе радуется"

Икона Божией Матери О Тебе радуется

4-5

Празднование иконе Местночтимая

Богородичное изображение «О Тебе радуется» появилось в русской живописи в конце XV — начале XVI веков.

Образ, написанный по иконографическому типу «Акафистная», иллюстрирует прежде всего начальные строки песнопения: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, Освященный Храме и Раю Словесный…» — и представляет Богоматерь с Младенцем на престоле, в окружении Божественной славы; за Нею — собор ангелов и храм, расположенный на фоне райского сада. У подножия престола — Иоанн Дамаскин, протягивающий текст своей молитвы Богородице; под ним изображены все чины святости — в соответствии с текстом тайной ходатайственной молитвы, которую произносит в алтаре священник, в то время как хор исполняет песнопение.

Молитва: "К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Услыши убо стенание мое, и преклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене требующаго Твоея помощи, и не отрини мене грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице Небесная, не отступи от мене раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и заступница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя грешнаго к тихой и безмятежней жизни, да плачуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О Владычице Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя преблагая и скорая заступнице! Покрый Твоим ходатайстом моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О Мати Господа моего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты подаждь ми помощь немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам заступление, и Твоим пречудным заступлением да избавлюся от всякия беды и напасти, о Пренепорочная и Преславная Божия Мати Марие. Темже со упованием глаголю и вопию: радуйся, Благодатная; радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою."

 

Икона Божией Матери "Одигитрия"

Икона Божией Матери Одигитрия

4-6

Изображение относится к довольно распространенному на Руси иконографическому типу «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Указующая путь», «Путеводительница». В названии заложена концепция богородичных икон в целом, ибо Матерь Божия ведет нас ко Христу. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы — в чудный Божий свет, от греха — к спасению, от смерти — в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница — Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, теперь Она — мост для нас на пути к Нему.

Иконографическая схема Одигитрии строится следующим образом: фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым направляя внимание предстоящих и молящихся.

Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас (нередко жест благословения направлен непосредственно на молящегося). Есть немало икон этого типа, в которых, как на этом изображении, благословляющий жест Сына Божиего отсуствует: Младенец касается рукой Своего лика или лика Матери, держит свернутый или развернутый свиток, скипетр или книгу.

 

Икона Божией Матери "Аравийская - Арапетская"

Икона Божией Матери Аравийская - Арапетская

4-7

Празднование иконе 6/19 сентября.

Относится к числу наиболее древних икон. Сведений о месте и времени явления образа не сохранилось, существуют лишь предположения по этому вопросу. Од ни относят обретение и прославление иконы к началу IV века, а именно к 301 году. По другим же источникам, это произошло в более раннее время — в I веке, к тому моменту, когда святой апостол Фома распространял свет евангельского учения в Индии.

Наиболее ранний список первообраза встречается в Сийском лицевом иконописном подлиннике XVII века. Здесь икона именуется «Арапетская». В начале XX века распространилось и другое название этого образа — «Аравийская». Образ также известен как икона «О, Всепетая Мати». Это связано с тем, что в русской иконописной традиции начиная с XVII века на кайме мафория Богоматери стали писать строки из Великого акафиста Пресвятой Богородицы: «О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуиа». Кроме того, на кайме мафория Богоматери можно прочитать слова, которыми начинается Акафист: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых...».

Икона представляет собой поясное изображение Богоматери в трех четвертном повороте, ладонями легко поддерживающей Младенца Христа на уровне Его предплечий. Руки Спасителя подняты и лежат на груди Богоматери. Облачения Пресвятой Девы на иконах «О, Всепетая Мати» обычно, как и на этой конкретной иконе, состоят из красно-коричневого хитона и вишневого «облачного» мафория, являющегося символом горнего мира. Христос облачен только в набедренный плат и гиматий, который на данном изображении имеет уникальную «облачную» форму и, словно окутывая, поддерживает и сокрывает Христа. 

Молитва: "Общие тропари и молитвы"

Молитвенная традиция: Пред иконой молятся об облегченнии и исцелении своих недугов и об утешениях в скорби.

 

Схема расположения киотов

Праздничные Богослужения, проходящие в соборе согласно расписанию служб, можно посмотреть по данной ссылке 

https://серафим.рф/

График Соборований

на Великий пост 2024г.

25 марта

Понедельник – 17:00

28 марта

Четверг – 18:30

1 апреля

Понедельник – 17:00

4 апреля

Четверг – 18:30

8 апреля

Понедельник – 17:00

11 апреля

Четверг – 18:30

15 апреля

Понедельник – 17:00

18 апреля

Четверг – 18:30

22 апреля

Понедельник – 17:00

25 апреля

Пятница – 18:30

Для записи обратитесь в церковную лавку

Требуются: 

Уборщица

З/п 35 000 р. График работы 2/2 

Повар

З/п 35 000 р. График работы 5/2 


Экскурсии по собору 

Телефон: +7(910)125-98-94,  +7 (831) 246-24-85

 

25 марта

Понедельник

Вторая седмица Великого Поста

Прп. Феофана исп., Сигрианского

08 45 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня.Заупокойная лития.

17 00 Соборование (Елеосвящение).

26 марта

Вторник

Перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского

08 45 Утреня. Часы. Изобразительны. Вечерня.Заупокойная лития.

17 00 Исповедь. Полиелейная утреня. 1-й час.

27 марта

Среда

Феодоровской иконы Божией Матери

08 45 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

17 00 Утреня. 1-й час.

28 марта

Четверг

Мч. Агапия и иже с ним

08 45 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня. Заупокойная лития.

17 00 Исповедь. Утреня. 1-й час.

18 30 Соборование (Елеосвящение).

29 марта

Пятница

Мч. Савина

08 45 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

17 00 Исповедь. Заупокойная утреня. 1-й час. Заупокойная лития.

30 марта

Суббота

Поминовение усопших.

Прп. Алексия, человека Божия

07 30 Исповедь с чтением правила ко св.Причастию

08 45 Часы. Божественная Литургия. Панихида

16 00 Молебен блгвв. кн. Петру и Февронии Муромским.

17 00 Исповедь. Всенощное бдение.

31 марта

Воскресение

Неделя 2-я Великого Поста.

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

05 45 Часы. Ранняя Божественная Литургия.

08 00 Параклис Пресвятой Богородице.Часы. Исповедь.

09 00 Поздняя Божественная Литургия. Водосвятный молебен.

16 00 Пассия с акафистом Страстям Христовым.




 

^ Наверх