Киот А3

 

Киот А3 Икона Божией Матери "Печерская - Свенская" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Огневидная" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Положение пояса" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Одигитрия Прекраснейшая" - перейти к описанию Икона Божией Матери "Ярославская" - перейти к описанию

 

Икона Божией Матери "Печерская - Свенская"

Икона Божией Матери Печерская - Свенская

3-1

Празднование иконе 16 мая (3 мая по старому стилю) и 30 августа (17 августа по старому стилю).

Образ написан преподобным Алипием Печерским († около 1114) по типу «Панахранта с предстоящими». Пречистая Дева изображена сидящей на престоле, на коленях у Нее Богомладенец. Справа от трона стоит преподобный Феодосий, а слева — преподобный Антоний Печерские.

До 1288 года икона пребывала в Киево-Печерском монастыре, где прославилась чудесами, а затем была перенесена в Брянский Свенский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. По преданию, произошло это следующим образом. Черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, ослеп. Услышав о чудесах от иконы, писаной самим преподобным Алипием, он послал в монастырь гонца с просьбой прислать к нему в Брянск образ для исцеления. Икону отправили вместе со священником по реке Десне. Во время плавания лодка пристала к правому берегу реки Свены. Утром путники пошли к лодке, чтобы помолиться перед иконой, но не нашли ее там, а увидели на горе недалеко от берега. Икона как бы стояла на дубе между ветвями. Весть об этом дошла до князя Романа; его привели к святыне пешком. Князь горячо молился и обещал построить на этом месте монастырь, отдав ему все земли, которые увидит с горы. После молитвы князь прозрел. Приложившись к иконе, он отслужил молебен, а затем основал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Тогда же было установлено празднество Свенской иконе Божией Матери 3 мая (по ст. ст.). Второй день празднования — 17 августа (по ст. ст.) — был определен в 1815 году в память об избавлении Брянска и самого Свенского монастыря от полчищ Наполеона. Узнав о приближающихся захватчиках, жители Брянска со Свенской иконой Пресвятой Богородицы совершили крестный ход вокруг города, слезно умоляя Божию Матерь о заступничестве. Вскоре пришло известие, что неприятельские войска неожиданно повернули вспять.

В настоящее время Свенская Печерская икона Пресвятой Богородицы хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Иконографический тип «Панахранта» (с греч. «Всенепорочная», «Пречистая», «Всецари?ца»), сложился в Византии в XI—XII веках. Для него характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери, он уподоблен святому престолу. Богородица с Младенцем представляют собой идеальную Церковь, совершающую таинство Евхаристии.

Молитва: "О, Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христи­ан и прибежище грешным! За­щити всех в несчастиях к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему. Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов твоих, за роптание наше. Буди нам Мать и Покровитель­нице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наши. О, Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, воз­дающих на нас. О, Мати Госпо­да Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чи­стоты и целомудрия, пошли по­мощь нам немощным и обурева­емым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просве­ти наши душевныя очи, да ви­дим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи на­шу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшном суде Сына Твоего. Емуже мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и при­сно, и во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: Перед иконой молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, об избавлении от душевных и телесных страданий, о прозрении слепых и об исцелении глазных болезней.

 

Икона Божией Матери "Огневидная"

Икона Божией Матери Огневидная

3-2

Празднование иконе 23 февраля (10 февраля по старому стилю).

Все иконы с этим названием являются списками древнего образа, появившегося в 845 году и когдато утраченного. Не сохранилось и точных сведений о его происхождении. Алый цвет символизирует кровь искупительной жертвы Агнца Божия — Господа Иисуса Христа, взошедшего на Крест ради человечества.

Первая упоминаемая в исторических документах икона Божией Матери «Огневидная» была написана в 1812 году. В православные же святцы ее внесли тремя годами позже. Этим объясняется, что в православном молитвослове нет молитвы, составленной специально для этого образа. Акафиста иконе Божией Матери «Огневидная» также не существует. Поэтому молиться можно любой из известных молитв ко Пресвятой Богородице.

Образ относится к иконографическому типу «Агиосортиса» (с греч. «Святорачица», от названия часовни Агиа Сорос — святой Раки — в Константинополе). В греческой традиции подобные иконы именуются «Параклесис» («Просительница»). Этому виду икон свойственно изображение Богородицы без Младенца. Перед иконой «Огневидной» молятся об исцелении от любых заболеваний. А также обращаются с просьбой о прекращении войн и о сохранении жизни и здоровья военнослужащих. 

Молитва: "Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже Вселенныя, Пресвятая Бого­родице, нескверная, неблазная, не­тленная, пречистая, чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки вся­ческих! Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие мило­сердие воплощенное. Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чре­ве Твоем носила еси Его и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши. Сего ради мы по Бозе к Тебе при­бегаем, яко к нерушимей стене и пред-стательству: призри благосердием, всепетая Богородице, на лютое озло­бление наше и исцели душ и телес наших болезни: отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отроки в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да по­стыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Влады­чице, и Тобою с нами Бог. Во дни осени нас сению благодати Твоея, во тьме же нощней просвети светом свыше, всем полезная устрояющи: преложи горесть нашу во сла­дость и слезы утри согрешивших и бедствующих раб Твоих, исполняющи коегождо прошения вся во бла­го; вся бо можеши, елика хощеши Ты, Мати Слова и Живота. Тебе Отец венча Дщерь, Сын Матерь Деву, Дух Святый Невесту, да царствуеши яко царица, предстоящи одесную Святыя Троицы, и милуеши нас якоже хощеши, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: К этой иконе обращаются с просьбой об исцелении от любых заболеваний. А также с молитвой о прекращении войн и о сохранении жизни и здоровья военнослужащих.

 

Икона Божией Матери "Положение пояса"

Икона Божией Матери Положение пояса

3-3

Празднование иконе 13 сентября (31 августа по старому стилю).

Пояс Пресвятой Богородицы был одной из трех главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Божией Матери. Пояс был вверен апостолу Фоме Самой Приснодевой Марией. Никифор Каллист повествует, что после Ее Успения святыня передавалась между верующими по преемству. При греческом императоре Аркадии (395—408) пояс был принесен из Иерусалима в Константинополь. В IX веке заболевшей императрице Зое, супруге Льва Философа (886—921), было откровение о том, что она выздоровеет, если на нее будет возложен пояс Пресвятой Богородицы. Патриарх возложил его на больную, и она тотчас же избавилась от своего недуга. Установленное в воспоминание этого чуда празднество от Греческой Церкви перешло потом и к нам. Известно, что греческие императоры имели обыкновение брать пояс Пресвятой Богородицы с собой, когда отправлялись в поход на врагов. В одном из этих походов греки были разбиты, и победивший их болгарский царь Коломан овладел поясом Богородицы. О дальнейшей судьбе святыни однозначных сведений нет.

Известно лишь, что части пояса Пречистой в настоящее время находятся в трех местах: одна часть — в Трирском монастыре на Западе, другая — в Афонском Ватопедском монастыре и, наконец, третья — в грузинской Зугдидской церкви.

Молитва: "Тропарь Святому и Пречестному Поясу Пресвятой Богородицы

глас 5

Яко некрадомо богатство, пояс Твой честный Присноблаженная, и благих подание имуще, Обитель Ватопедская взывает Ти, препояши со благоговением, притекающия ны к нему, силою его божественною, и крепость льстиваго врага разруши, спасение верным Чистая. Кондак Святому и Пречестному Поясу Пресвятой Богородицы

глас 6

Богоприемное Твое чрево Богородице, объемший пояс Твой честный, держава стаду Твоему необорима, и сокровище есть благих неоскудно, едина рождшая Приснодево "

 

Икона Божией Матери "Одигитрия Прекраснейшая"

Икона Божией Матери Одигитрия Прекраснейшая

3-4

Сведений об образе не найдено. 

 

Икона Божией Матери "Ярославская"

Икона Божией Матери Ярославская

3-5

Празднование иконе 21 июня (8 июня по старому стилю).

Этот богородичный образ стал первой чудотворной иконой, явленной Пречистой Богородицей во время татаромонгольского ига. Она была принесена на Русь (вероятно, из Киева) почти сразу после нашествия Батыя. Икона посетила русскую землю и утешила православных в скорби. Знаменательно, что образ написан по иконографическому типу «Умиление» исполненному материнской заботы и попече ния.

Об иконе сохранилось очень мало сведений. Утрачена также и сама древняя святыня. По преданию, Ярославская икона Божией Матери принадлежала святым благоверным князьям ярославским братьям Василию и Константину Всеволодовичам, жившим в XIII веке и прославившимся восстановлением храмов, разоренных нашествием войск Батыя. В 1501 году после пожара ярославского Успенского собора были обретены мощи святых князей, для которых по приказу Ивана III выстроили каменный храм. Мощи были поставлены между столпов новой церкви под древними родовыми иконами, среди которых была чудотворная Ярославская икона Божией Матери. Впоследствии в честь Ярославской иконы был освящен нижний храм церкви Илии Пророка.

О широком почитании чудотворного образа свидетельствуют многочисленные списки иконы, созданные в XV—XVI веках.

В настоящее время древний список Ярославской иконы Пресвятой Богородицы находится в ярославском храме Спаса на Городу.

Перед иконой молятся об исцелении от телесных болезней.

Молитва: "О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Ярославля всемощная Заступнице! Приими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благость Свою чтущим Всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и всю жизнь нашу по Христе Бозе предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь."

Молитвенная традиция: Пред иконой молятся об избавлении от телесных болезней.

 

Схема расположения киотов

Праздничные Богослужения, проходящие в соборе согласно расписанию служб, можно посмотреть по данной ссылке 

https://серафим.рф/

График Соборований

на Великий пост 2024г.

18 апреля

Четверг – 18:30

22 апреля

Понедельник – 17:00

26 апреля

Пятница – 18:30

Для записи обратитесь в церковную лавку

Требуются

Повар

З/п: 1400руб./смена +%. 

График работы 2/2 тел. 

(Доска обьявлений)

Экскурсии по собору

(Контакты)

15 апреля

Понедельник

Пятая седмица Великого Поста

Прп. Тита чудотворца

08 45 Утреня. Часы. Изобразительны. Вечерня. Заупокойная лития.

17 00 Соборование (Елеосвящение).

16 апреля

Вторник

Прп. Никиты исп., игумена обители Мидикийской

08 45 Утреня. Часы. Изобразительны. Вечерня. Заупокойная лития.

17 00 Исповедь. Утреня. 1-й час.

17 апреля

Среда

Прпп. Иосифа песнописца и Георгия, иже в Малеи

08 45 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

17 00 «Мариино стояние». Утреня с чтением Великого канона прп. Андрея Критского. 1-й час.

18 апреля

Четверг

Четверток Великого канона

08 45 Исповедь. 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

17 00 Исповедь. Утреня. 1-й час.

18 30 Соборование (Елеосвящение).

19 апреля

Пятница

Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского

08 45 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

17 00 Исповедь. Утреня с Акафистом Похвала Пресвятой Богородице. 1-й час.

20 апреля

Суббота

Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы

07:30 Исповедь с чтением правила ко св.Причастию

08 45 Часы. Божественная Литургия.

16 00 Молебен свт. Луке Крымскому.

17 00 Исповедь. Всенощное бдение.

21 апреля

Воскресение

Неделя 5-я Великого Поста.

Прп. Марии Египетской

05 45 Часы. Ранняя Божественная Литургия.

08 00 Параклис Пресвятой Богородице. Часы. Исповедь.

09 00 Поздняя Божественная Литургия. Водосвятный молебен.

16 00 Вечерня с чином Пассии с чтением акафиста Страстям Христовым.




 

^ Наверх