Киот А1

 

Киот А1 Икона Божией Матери Дверь Небесная Икона Божией Матери Богоматерь с Младенцем на троне Икона Божией Матери Седмиезерная Икона Божией Матери "Влахернская Оранта" Икона Божией Матери Умиление (Смоленская) Икона Божией Матери Виленская Икона Божией Матери Белозерская Икона Божией Матери Ахтырская Икона Божией Матери Игоревская

 

Икона Божией Матери "Дверь Небесная"

Икона Божией Матери Дверь Небесная

1-1

Празднование иконе 8 января, суббота пятой седмицы Великого поста.

Варианты названия: «Непроходимые Врата», «Непроходимая Дверь».

Создание этого образа Богоматери связано с пророчеством Иезекииля о затворенной двери, через которую может пройти только Господь: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез 44:2).

По одной из версий, икона была написана на текст тропаря вечерних молитв: «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианского». Название иконы также связывают со словами 4-го икоса Великого акафиста Богоматери: «Радуйся, райских дверей Отверзение».

 

Икона Божией Матери "Богоматерь с Младенцем на троне"

Икона Божией Матери Богоматерь с Младенцем на троне

1-2

Оригинал иконы принадлежит руке пизанского мастера третьей четверти ХIII века. Изображение относится к иконографическому типу изображения Богородицы «Панахранта» (с греч. — «Пренепорочная», «Пречис тая»), близкому к типу «Одигитрия». Для этого типа характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери.

Богородичная иконография «Панахранта» возникла в Византии в XI—XII веках. На Руси уже веком позже наиболее почиталась икона этого канона «Богоматерь Печерская (Свенская) с предстоящими Феодосием и Антонием».

 

Икона Божией Матери "Седмиезерная"

Икона Божией Матери "Седмиезерная"

1-3

Празднование иконе 26 (9) июля, 28 июля (10 августа) и 13 (26) октября.

По преданию, изначально эта икона была родительским благословением иноку Евфимию. Евфимий родился в конце XVI века в городе Устюге Вологодской губернии в небогатой семье. Душой стремился к монашеству, в юности оставил родительский дом, взяв благословение родителей — Смоленскую икону, ушёл в монастырь. Когда родители умерли, он похоронил их и с братом ушёл в Казань. В 1615 году в 17 вёрстах от Казани монах Евфимий нашел тайное глухое место, окружённое семью озёрами (впоследствии эти семь озёр стали одним большим озером) и основал монастырь. Так икона и монашеская пустынь, основанная монахом Евфимием, стали называться Седмиезерными. Более подробно об этом написано в книге архимандрита Лаврентия «Сказание о Седмиезерной Богородицкой Пустыни Казанской епархии и о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, называемой „Смоленская“», изданной в Казани в 1858 году. 

В июне 1654 года в Москве случилась эпидемия чумы, постепенно перешедшая из столицы в Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Казань и прочие города. Население из городов бежало в леса и пустынные местности. Для исцеления от эпидемии властями было решено принести из Седмиезерной пустыни в Казань икону, уже прославившуюся своими чудесами. Жители Казани вышли с крестным ходом навстречу иконе за две версты от города. Впоследствии на месте сретения иконы была устроена часовня и водружён крест, а после основан монастырь. Чудотворная икона была обнесена вокруг Казани и поставлена в Благовещенском соборе, после чего эпидемия чумы начала утихать. Жители Казани начали носить икону по домам, и болезнь прекратилась. После недельного пребывания иконы в Казани монахи Седмиезерной пустыни попросили возвратить её обратно в монастырь. Казанцы устремились в храм, чтобы совершить молебен и попрощаться с заступницей. После совершения Всенощного бдения люди стали поднимать икону, но вдруг забушевала буря, наступила темнота, пошёл дождь и снег. Когда всё стихло, люди увидели, что левая рука Богородицы на иконе изменила свое положение, — она была изображена в виде благословляющего перстосложения, жеста. Жители предположили, что Богородице ещё не настало время уйти из Казани, и чудотворная икона оставалась целый год в городе. 

В 1655 году сам митрополит препроводил икону в Седмиезерную пустынь, однако на следующий год чума снова появилась в Казани и свирепствовала ещё больше. Летом эпидемия снова повторилась. Оба раза жители приносили из Седмиезерной пустыни икону Богородицы, и это спасало город от язвы. 

В 1771 году чума снова появилась в Москве и в Казани. Жители снова прибегли к помощи своей иконы и обнесли её вокруг города и по всем домам в нём, после чего чума снова прекратилась. В память избавления от язвы Седмиезерную икону ежегодно 26 июня (по старому стилю) приносили в Казань на целый месяц. В обители же икона праздновалась 13 (26) октября. 

В 1804 году от Седмиезерной иконы совершилось исцеление коменданта Казани генерала Кастелия от болезни в ногах. Из записей о чудесах этой иконы явствует, что около неё в молитвах исцелялись слепые, парализованные, бесноватые. 

Почитание этой иконы также связана с памятью преподобного Гавриила (Зырянова), старца Спасо-Елеазаровской пустыни, наместника Седмиезерной Богородицкой пустыни. 7 ноября 1883 года иеромонаха Тихона (Зырянова) перевели в Седмиезерную Богородичную пустынь духовником братии. С 1883 по 1908 год он много проводил крестных ходов и молебнов по окрестным сёлам с чудотворной иконой. Одно из чудес он описал своему келейнику. Летом, в три часа пополудни, когда молебен уже подходил к концу, иеромонах Тихон взял в руки чудотворную икону, вознёс её над головой, чтобы благословить народ. Но у послушников и прихожан были испуганные лица. Они упали на колени и взывали: «Господи, помилуй! Пресвятая Богородица, спаси нас! Не оставляй нас!» Он видел, что весь воздух вокруг стал розовым. По окончании молебна иеромонах Тихон узнал, что во время чтения молитвы икона начала мерцать и сиять — вокруг неё был сияющий венец, а когда он стал благословлять народ, все увидели, что сияющий венец стал огромным и покрыл и иеромонаха Тихона, всё вокруг изменилось. Народ и послушники поняли, что икона «уходит», исчезает и начали молить её остаться. Видя много чудес от иконы, иеромонах Тихон думал о том, как жить в Боге, чтобы приблизиться к его любви и просил себе болезни. Вскоре по стечению обстоятельств иеромонах Тихон тяжело заболел и лежал в голоде и парализованным пять лет, принял схиму и стал старцем Гавриилом. Когда силы немного вернулись, старец Гавриил организовал строительство храма в Седмиезерной пустыни в память преподобного Евфимия Великого (небесного покровителя основателя Седмиезерной Богородицкой пустыни монаха Евфимия) и святителя Тихона Задонского (своего небесного покровителя). 16 октября 1899 года храм был освящён. В 1902 году старец Гавриил был назначен наместником Седмиезерной пустыни. 

В настоящее время хранится в Петропавловском кафедральном соборе Казани. Хранящаяся в алтаре собора Седмиозерная икона еженедельно выносится в храм для служения.

 

Икона Божией Матери "Влахернская Оранта"

Икона Божией Матери "Влахернская Оранта"

1-4

Празднование иконе 7/20 июля.

Молитва: Тропарь, глас 4

"К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы."

 

Икона Божией Матери "Умиление (Смоленская)"

Икона Божией Матери Умиление (Смоленская)

1-5

Празднование иконе 28 июля /10 августа.

Святыня обретена в 1103 го ду в Смоленске. Затем многие века икона, сыг равшая особую, вдохновляющую роль в период обороны Смоленска от польских захватчиков в начале XVII века, находилась в лагере русских войск воеводы Шеина, в течение 18 месяцев удерживавших неприятеля от разграбления города.

В 2003 го ду в Смоленске торжественно отмечали 900-летие явления святого образа. Накануне праздника икона «Умиление» была доставлена в Свято-Успенский кафедральный собор, где перед ней был отслужен молебен с водосвятием. В самый праздник после Божественной литургии вокруг собора прошел многолюдный крестный ход, во время которого священники несли сразу две почитаемые Смоленские чудотворные иконы: «Одигитрию» и «Умиление» , воздавая им особую почесть. Список Смоленского чудотворного образа «Умиление» в настоящее время пребывает в Спасо-Окопном хра ме города Смоленска.

Молитва: "О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! услыщи нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему пречистому образу со слезами и умиленно глаголящих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая. избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша, от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая. Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и поклоняемого Бога, во веки веков. Аминь"

Молитвенная традиция: Пред иконой молятся о сохранении Отечества от иноземного нашествия, о помощи в пути, о путешествующих, о помощи заблудшим и потерявшим цель в жизни, о покровительстве вдов и сирот, об исцелении болезней глаз.

 

Икона Божией Матери "Виленская"

Икона Божией Матери "Виленская"

1-6

Празднование иконе 28 февраля и 27 апреля.

Ви­лен­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­пи­са­на свя­тым еван­ге­ли­стом Лу­кой. Дол­гое вре­мя она бы­ла ро­до­вой свя­ты­ней гре­че­ских им­пе­ра­то­ров в Кон­стан­ти­но­по­ле. В 1472 го­ду ико­ну пе­ре­нес­ла в Моск­ву Со­фия Па­лео­лог, су­пру­га ве­ли­ко­го кня­зя Мос­ков­ско­го Иоан­на III (1462–1505). В 1495 го­ду ве­ли­кий князь бла­го­сло­вил этой ико­ной свою дочь Еле­ну при вы­да­че ее за­муж за Ли­тов­ско­го ко­ро­ля Алек­сандра. В честь пе­ре­не­се­ния ико­ны в быв­шую сто­ли­цу Лит­вы г. Виль­но уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние 15 фев­ра­ля. Поз­же свя­тую ико­ну по­ста­ви­ли в Пред­те­чен­ском хра­ме, в ко­то­ром бы­ла по­гре­бе­на кня­ги­ня Еле­на.

Иоанн Гроз­ный, пы­та­ясь вер­нуть чу­до­твор­ную ико­ну в Моск­ву, пред­ла­гал за нее ко­ро­лю Си­гиз­мун­ду 50 знат­ных ли­тов­ских плен­ни­ков, но ко­роль ре­ши­тель­но от­ка­зал, по­то­му что все ду­хо­вен­ство, как пра­во­слав­ное, так и уни­ат­ское, не хо­те­ло ли­шить­ся это­го со­кро­ви­ща.

В Пре­чи­стен­ском со­бо­ре ико­на пре­бы­ва­ла до по­ло­ви­ны XVIII ве­ка, а по­том бы­ла пе­ре­не­се­на вме­сте с мит­ро­по­ли­ей в Ви­лен­ский Свя­то-Тро­иц­кий мо­на­стырь, на­хо­див­ший­ся то­гда в рас­по­ря­же­нии ба­зи­ли­ан. Пре­чи­стен­ский же со­бор был от­дан уни­а­там. Толь­ко в 1839 го­ду Свя­то-Тро­иц­кий мо­на­стырь вме­сте с ико­ной Оди­гит­рии был воз­вра­щен пра­во­слав­ным. С это­го вре­ме­ни чу­до­твор­ный об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы пре­бы­вал там, при­вле­кая бла­го­го­вей­ное че­ство­ва­ние всех пра­во­слав­ных.

Ико­на Оди­гит­рии на­пи­са­на на че­ты­рех дос­ках, со­еди­нен­ных вме­сте: из них сред­ние сде­ла­ны из ки­па­ри­са, осталь­ные из бе­ре­зы. В 1864 го­ду чу­до­твор­ная ико­на бы­ла под­нов­ле­на.

Молитва: "Преблагая и Скорая Заступница всех верующих, Пречистая Богородица Дева! Молим Тебя перед святым и чудотворным образом Твоим, чтобы так же как раньше ты даровала от него городу Москве защиту, так и сейчас нас от всяческих бед и напастей с милостью избавь и спаси наши души, поскольку Ты - Милосердная."

 

Икона Божией Матери "Белозерская"

Икона Божией Матери "Белозерская"

1-7

Празднование иконе 10 августа/28 июля.

Эта поистине уникальная икона Богоматери происходит из Спасо-Преображенского собора города Белозерска. Доподлинно известно время ее написания — первая половина XIII века. Однако сведения о существовании образа в древний период были утрачены, что вызывает множество дискуссий о его создании. По общему характеру живописи можно предположить, что скорее всего икона выполнена по византийским образцам приезжим греческим иконописцем или прошедшим основательное обучение за границей русским учеником.

На среднике иконы — распространенное изображение Богородицы и Младенца Христа, прижимающегося ликом к щеке Матери. В искусстве Византии этот образ становится популярным на рубеже XI—XII веков и получает наименование «Умиление» (греч. «Елеуса»). Однако Богоматерь Белозерская содержит несколько уникальных особенностей, которые выделяют ее из ранних богородичных икон такого типа. Здесь нельзя не отметить обнаженные руки и ноги Спасителя, символизирующие Его евхаристическую жертву. Жесты Младенца создают особую крестообразную ритмику. Направление рук Пречистой Девы также образует крест. В этой композиции заключена глубокая богословская идея: Богородица явлена нам не только как Мать, но и как символ вечной души. Изображение Младенца будто намеренно вписано в силуэт Богоматери — так священные образы предстают едиными и неделимыми.

Ярко-красный, киноварный цвет сдвоенных нимбов Богоматери и Христа — цвет жертвенности и мученичества. На Богоматери пурпурный мафорий: прямое указание на то, что Она — Царица Небесная. Но самая главная особенность цветового решения иконы — белый фон. Это редчайшее явление в начальном периоде древнерусской иконописи. Белый цвет на языке иконографии трактуется как символ чистоты и девства, Царства Божия.

 

Икона Божией Матери "Ахтырская"

Икона Божией Матери "Ахтырская"

1-8

Празднование иконе 2/15 июля.

Этот образ обретен 15 июля 1739 года священником Покровской церкви Василием Даниловым в городке Ахтырка Харьковской губернии. В траве на своем огороде батюшка увидел блистающую необыкновенным светом икону с изображением Божией Матери, молящейся перед Распятием. Три года священник с благоговением хранил обретенный образ. Однажды во сне ему явилась Божия Матерь и повелела омыть икону чистой водой, после чего, по Ее словам, эта вода будет исцелять людей от лихорадки.

Первой избавление от недуга получила дочь священника. Затем последовали многочисленные излечения страждущих лихорадкой. По благословению молдавского митрополита Антония (Черновского) было проведено тщательное расследование чудесных исцелений. После получения письменных подтверждений очевидцев было составлено соответствующее донесение в Синод. Изучив полученные материалы, Святейший Синод в 1751 году постановил почитать новоявленную Ахтырскую икону Божией Матери чудотворной.

В настоящее время образ находится в ведении Русской Православной Церкви Заграницей.

Молитвенная традиция: Перед иконой молятся об исцелении от лихорадки и горячки, о благоустройстве детей в бедности и сиротстве.

Молитва: "О Преблагословенная и Многомилостивая Владычице мира! Се мы грешнии на святый образ Твой взирающе и на нем Тя в скорби и сострадании распятому за нас Христу Спасителю предстоящу видяще, усердно молим Тя известную о нас к Сыну Твоему молитвенницу: не остави нас в день испытания и скорби, но во искушениих и напастех нам бываемых огради нас всечестным покровом Твоим от враг видимых и невидимых и даждь нам силу, во еже всесовершенную и благую волю Творца и мира Владыки творити. Зриши бо, милостивая Заступнице наша, колико грехам всяческим подвержени есмы: не токмо бо волею согрешаем, но и неволею в многоразличныя прегрешения впадаем. Сего ради к Тебе державней устроительнице спасения христианскаго прибегаем и умиленно вопием: ум наш познанием Божественныя истины просвети, сердце наше теплотою христианския любви и спасительных желаний согревай, волю же нашу в нелицемерном заповедей Господних исполнении утверди. Ей, Госпоже Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши и в сердцах чтущих Тя Христову кротость и любовь вкорени и духом милосердия и сострадания сия утверди: отпадшыя же от веры еретики и отступники к познанию истины направи и уста нечестивых, хулящих Святую Церковь и веру православную поносящих загради. Отшедшим от жития сего отцем и братиям и сестрам нашим, о Мати Божия, прощение грехов и предначатие блаженства вечнаго испроси. Егда же и нашея кончины час приближится, тогда убо, о Владычице, приими душу нашу и в сонме праведных сию упокой, идеже лици Ангел и святых угодник немолчно славословят державу и милость Отца и Сына и Святаго Духа и Твое матернее о нас предстательство и заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь."

 

Икона Божией Матери "Игоревская"

Икона Божией Матери "Игоревская"

1-9

Празднование иконе 18 июня.

История иконы связана с памятью о святом великом князе Игоре из рода Ольговичей, в крещении Георгии, в иночестве Гаврииле, убитом в Киеве в 1147 году. Святой князь стал невинной жертвой ненависти киевлян к его старшему брату — великому князю Всеволоду. Получив после смерти Всеволода в княжение город Киев, князь Игорь владел им всего две недели, так как киевские бояре сразу же призвали врагов рода Ольговичей Мстиславичей с войском.

Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Празднование иконе 18 июня Мстиславича. Киевские войска в разгар сражения предали Игоря и перешли на сторону противника. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб — холодный бревенчатый сруб без окон и дверей (чтобы освободить узника, приходилось его оттуда «вырубать»). В порубе многострадальный князь тяжело заболел. Думая, что он умрет, противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Но князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве.

Однако не прошло и года, как взбунтовавшаяся чернь решила уничтожить князя-инока. Восставшие ворвались в храм во время Божественной литургии, схватили молившегося пред образом Божией Матери «Умиление» Игоря и жестоко расправились с ним. Икона, перед которой святой молился накануне страшной смерти, с тех пор стала называться «Игоревской».

Вскоре Игоревская икона стала почитаться как чудотворная и была помещена близ Царских врат в приделе святого апостола Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Во время оккупации Киева в 1941 году образ бесследно исчез.

Молитвенная традиция: Пред иконой молятся об избавлении от душевных и телесных страданий.

Молитва: "Приими, Все благомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладным, от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь." 

Схема расположения киотов

Праздничные Богослужения, проходящие в соборе согласно расписанию служб, можно посмотреть по данной ссылке 

https://серафим.рф/

График Соборований

на Великий пост 2024г.

25 марта

Понедельник – 17:00

28 марта

Четверг – 18:30

1 апреля

Понедельник – 17:00

4 апреля

Четверг – 18:30

8 апреля

Понедельник – 17:00

11 апреля

Четверг – 18:30

15 апреля

Понедельник – 17:00

18 апреля

Четверг – 18:30

22 апреля

Понедельник – 17:00

25 апреля

Пятница – 18:30

Для записи обратитесь в церковную лавку

Требуются: 

Уборщица

З/п 35 000 р. График работы 2/2 

Повар

З/п 35 000 р. График работы 5/2 


Экскурсии по собору 

Телефон: +7(910)125-98-94,  +7 (831) 246-24-85

 

25 марта

Понедельник

Вторая седмица Великого Поста

Прп. Феофана исп., Сигрианского

08 45 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня.Заупокойная лития.

17 00 Соборование (Елеосвящение).

26 марта

Вторник

Перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского

08 45 Утреня. Часы. Изобразительны. Вечерня.Заупокойная лития.

17 00 Исповедь. Полиелейная утреня. 1-й час.

27 марта

Среда

Феодоровской иконы Божией Матери

08 45 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

17 00 Утреня. 1-й час.

28 марта

Четверг

Мч. Агапия и иже с ним

08 45 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня. Заупокойная лития.

17 00 Исповедь. Утреня. 1-й час.

18 30 Соборование (Елеосвящение).

29 марта

Пятница

Мч. Савина

08 45 3-й, 6-й, 9-й часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

17 00 Исповедь. Заупокойная утреня. 1-й час. Заупокойная лития.

30 марта

Суббота

Поминовение усопших.

Прп. Алексия, человека Божия

07 30 Исповедь с чтением правила ко св.Причастию

08 45 Часы. Божественная Литургия. Панихида

16 00 Молебен блгвв. кн. Петру и Февронии Муромским.

17 00 Исповедь. Всенощное бдение.

31 марта

Воскресение

Неделя 2-я Великого Поста.

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

05 45 Часы. Ранняя Божественная Литургия.

08 00 Параклис Пресвятой Богородице.Часы. Исповедь.

09 00 Поздняя Божественная Литургия. Водосвятный молебен.

16 00 Пассия с акафистом Страстям Христовым.




 

^ Наверх